Бог любит политику

О роли религии в политическом процессе – информация к размышлению, параллели с Казахстаном оставляем на ваше усмотрение.

ЕГИПЕТ
Революции “арабской весны”, пришедшие в страны Ближнего Востока и Северной Африки, в каждом конкретном случае имели схожие причины, но разные “движущие силы”. В итоге, где-то (например, в Ливии), на выборах победили либералы, а где-то – разные религиозные течения. Во многих странах сильно влияние движения “братьев-мусульман” – международной религиозно-политической ассоциации в 1920-х годах (в России признана террористической организацией).

Десятилетия автократии не сумели разрушить неформальные религиозные связи на уровне общин. При Мубараке власть была очень централизована вокруг столицы, Каира. Революция, соответственно, тоже была сделана целиком и полностью в этом городе. Поэтому мало кто ожидал, что на парламентских выборах столь уверенную победу одержат “Братья” – либеральная молодежь и интеллигенция на площади Тахрир представляли далеко не весь спектр электората.

И когда пришло время для свободных выборов, внезапно оказалось, что Египет больше Каира. 65 миллионов человек проживает за пределами столицы. Единственной организацией, сумевшей с легкостью добраться до них были “Братья”.

Они без труда собирали граждан на миллионные митинги в провинциях, как раньше – паству на молебны. На митингах звучат молитвы и зарифмованные стихами прокляться в адрес независимых СМИ (“пресса – червь в мозге общества… если пресса попадет в океан, воды его будут тут же отравлены”), наряду с лозунгами о шариате – то, что “Братья” пока не решаются перенести с площадного популизма в реальную политику.

США
США нельзя назвать страной переходного периода, но предвыборный период в Америке раз за разом становится все более драматичным. По мере радикализации крайне правых в лице “Чайной партии” все более серьезную роль играют религиозные группировки евангелистов.

Более четверти американских избирателей идентифицируют себя как евангелисты. Это, пожалуй, самый надежный электоральный тыл республиканцев. В нынешних праймериз Республиканской партии их было около половины.

По мнению Майкла Линдси, эксперта по евангелическим политдвижениям, “После Уотергейта ни один президент-республиканец не пришел бы к власти без голосов евангелистов. Это самая организованная часть партийного электората”. Буш-младший, получивший 68% голосов евангелистов в 2000 г., четыре года спустя на переизбрании получил уже 78%.

Многие пиар, лоббистские и политтехнологические группировки крайне правых республиканцев не просто опираются на религиозных избирателей – она прямо работают на эксплуатирование сектантской риторики в интересах партии. В ход, главным образом, идут инициативы в поддержку “семейных ценностей” – за этим благостным термином скрываются кампании против абортов (включая аборты по медицинским показаниям) и кричащая гомофобия (в т.ч. призывы к медикаментозному “исправлению” геев) – а также движения против мигрантов, мало имеющие общего с любовью к ближнему.

Религиозное манипулирование малообразованной частью избирателей часто включает “египетские технологии” – такие, как, например, молебны на митингах. У Рика Перри с такого сборища – на 40 тысяч человек! – началась кампания выдвижения в праймериз.

В начале лета Американская ассоциация семей, лоббистская группировка евангелистов и боевая машина “Чайной партии”, запустила проект по регистрации пяти миллионов новых избирателей, разделяющих взгляды т.н. “консервативного христианства”. Их успех показывают и их сборы по политическому фандрейзингу – политики и корпорации видят в нехитром наборе ксенофобских заблуждений неслабый политический дивиденд.

2 thoughts on “Бог любит политику”

  1. Аналогии и сравнения с Ближним Востоком (конкретно с Египтом) некорректны с учетом абсолютного различия и полного отсутствия значимой роли религии в Казахстане как реальной политической силы.

  2. Тем не менее, она растет, и, что тревожно, в нетрадиционной форме. Работа по потенциальной политической мобилизации ведется неформальными и часто экстремистскими организациями – то есть, то, что мы. городские жители, считаем политикой, может тоже оказаться не таким значимым, как нам кажется.

Leave a Comment

Your email address will not be published.