Стефан Эссель: “Возмутитесь!”

Надежда на перемены и ненасильственный протест как реализация права на возмущение спасут мир.

Бывший заключенный нацистского концлагеря, боец Движения сопротивления, соавтор Декларации прав человека, писатель, мыслитель-гуманист и правозащитник Стефан Эссель умер в феврале этого года. В 2010 году – когда ему было 93 года – он опубликовал манифест “Возмутитесь!”, призывающий к социальной справедливости. Он был переведен на десятки языков мира и стала своего рода “библией” для движения “Захвати Уолл-стрит” и других “несогласных” по всему миру. У нас он почти неизвестен.

Мы публикуем выдержки из него в переводе Александра Гордина. Источник – Каспаров.Ru

Возмутитесь!

Программа, выработанная 70 лет назад Национальным советом Сопротивления, предложила освобожденной Франции совокупность принципов и ценностей, на которых могла основываться современная демократия страны.

В этих принципах и ценностях мы нуждаемся сегодня как никогда. Всем нам надлежит наблюдать за тем, чтобы наше общество оставалось обществом, которым мы вправе гордиться: не обществом с людьми без вида на жительство и выселениями на улицу, не обществом, где ставятся под вопрос социальные завоевания и пенсии и где масс-медиа находятся в руках обеспеченной верхушки.

Начиная с 1945 года, силы, представленные в Совете Сопротивления, отдали свою энергию проекту возрождения страны. Именно тогда была создана система социального обеспечения, как того желало Сопротивление и как то предусматривала его программа:

“Полная система социального обеспечения, имеющая целью обеспечить всем гражданам средства к существованию во всех тех случаях, когда они не способны добыть их своим трудом”, “пенсия, позволяющая пожилым трудящимся достойно окончить их дни”, 

“установление подлинной экономической и социальной демократии, влекущее за собой отстранение крупных экономических и финансовых магнатов от управления экономикой”,

“преобладание общего интереса над частным”, справедливое распределение богатств, “рациональная организация экономики, избавленной от корпоративной диктатуры, установленной по образцу фашистских государств”, 

“свобода печати, ее независимость по отношению к государству, власти капитала и иностранному влиянию”, 

“обеспечение всех французских детей возможностью пользоваться наиболее развитой системой образования без дискриминации”.

Сегодня под сомнение ставятся основы социальных завоеваний Сопротивления. Нам осмеливаются сказать, что государство больше не может покрыть расходы по реализации этих гражданских мер. Но как может не хватать сегодня денег, чтобы поддержать и продолжить эти завоевания, если производство богатств значительно возросло со времени Освобождения, когда Европа лежала в руинах? Не оттого ли, что власть денег, которой Сопротивление нанесло столь сильный удар, никогда еще не была так велика, дерзка и эгоистична?  

Базовым мотивом Сопротивления было возмущение. Мы, ветераны этого движения призываем юные поколения возродить и передать будущему наследие Сопротивления и его идеалы.

Мы говорим им: примите эстафету, возмутитесь! Лица, ответственные за политику, экономику, интеллектуальную сферу и общество в целом не должны уступать позиций интернациональной диктатуре финансовых рынков, угрожающей миру и демократии.

Я желаю всем вам, каждому из вас, иметь свой мотив для возмущения. Это ценно. Когда нечто вас возмущает – как я был возмущен нацизмом – тогда вы становитесь борцом, сильным и убежденным.

Вы присоединяетесь к большому историческому потоку, и большой исторический поток должен продолжаться благодаря каждому. И поток этот движется в сторону большей справедливости, большей свободы, но не бесконтрольной свободы лисицы в курятнике.

Права, изложенные в 1948 г. во Всеобщей декларации прав человека, носят универсальный характер. Если вы встретите кого-то, кто ими не пользуется, проявите к нему сочувствие, помогите ему их завоевать.

Моя долгая жизнь дала мне непрерывный ряд поводов для возмущения. Эти поводы родились не столько из эмоций, сколько из добровольного желания принятия на себя обязательств.

На меня сильное влияние оказал Сартр , который научил нас говорить самим себе: “Вы ответственны как индивиды”. Это была анархистская весть. Ответственность человека не может передаваться ни власти, ни богу. Напротив, нужно брать на себя обязательства во имя своей личностной человеческой ответственности.

Мой природный оптимизм, который хочет, чтобы все желаемое было возможно, влек меня к Гегелю, который истолковывает долгую историю человечества как имеющую смысл. Этот смысл – человеческая свобода, возрастающая этап за этапом. История состоит из последовательных рывков, и каждый из них — это принятие вызовов.

История обществ движется вперед, и по мере достижения человеком новых граней свободы, мы имеем более демократическое государство.

Существует, конечно, иная концепция истории. Поступательное движение свободы, конкуренция, погоня за “все больше и больше” может видеться как разрушительный ураган. Немецкий философ Вальтер Беньямин, покончивший с собой в сентябре 1940 г. ради бегства от нацизма, видел смысл истории в неотвратимом шествии от катастрофы к катастрофе.

Отчаяние – понятие негативное. Не нужно отчаиваться, нужно надеяться. Отчаяние – отрицание надежды. Оно понятно, я почти готов сказать, что оно естественно, но, однако, оно неприемлемо — поскольку оно не позволяет достичь результатов, которые могут породить надежду.

Сегодня поводы к возмущению могут показаться менее ясными, а мир слишком сложным — кто командует, кто решает? Мы больше не имеем дело с маленькой элитой, чьи поступки нам хорошо понятны. Это широкий мир, и мы живем во взаимосвязи явлений, какой никогда прежде еще не существовало. Но в этом мире есть абсолютно невыносимые вещи.

Я говорю молодым: присмотритесь, поищите немного и вы тут же найдете. Худшая из позиций – это безразличие, сказать “я не могу тут ничего поделать, я устраняюсь”. Ведя себя так, вы утрачиваете важнейшие качества, делающие человека человеком. Одно из них – это способность негодовать и добровольчество, которое является её следствием.

Уже сейчас можно определить два больших новых вызова: 1. Огромный разрыв между бедными и богатыми? который не перестает увеличиваться. Это феномен XX и XXI века. Нельзя позволить этому разрыву продолжать углубляться. Одно это должно побудить людей к добровольчеству. 2. Права человека и состояние планеты.

Когда составлялась Всеобщая декларация прав человека, важным было признание этих прав “универсальными”, а не “международными”, как предлагали англоязычные коллеги. Это было важно для борьбы с тоталитаризмом — принятие государствами обязательства уважать универсальные права, лишение любого режима использовать право полного суверенитета для совершения преступлений против человечности.

Пусть эта декларация имела декларативную, а не юридическую силу, тем не менее, она сыграла мощную роль — мы видели, как колонизированные народы апеллировали к ней в своей борьбе за независимость. Она оплодотворила их умы в битве за свободу.

Обращаясь к молодым, я говорю: посмотрите вокруг и вы найдете темы, заслуживающие вашего возмущения. Вы найдете конкретные вещи, которые приведут вас к активному гражданскому действию. Ищите и вы найдете, а чтобы быть сегодня эффективным, нужно действовать в сети, использовать все современные средства коммуникации.

Ненасилие – путь, которым мы должны научиться следовать. Сказать себе “насилие неэффективно” – намного важнее, чем знать, нужно или нет осуждать тех, кто ему предается. Нужна ненасильственная надежда. Нужно понять, что насилие оборачивается спиной к надежде, и предпочесть ему надежду ненасилия. Вот почему нельзя давать накапливаться слишком большому гневу.

Послание, подобное посланию Н.Манделы или М.Л. Кинга — это послание веры в способность современных обществ преодолеть конфликты через взаимопонимание на базе прав человека, попрание которых, кем бы то ни было, должно вызывать у нас возмущение. Права не могут быть предметом торга.

Чем завершить этот призыв возмутиться? Тем, кто будут создавать своими руками XXI век, мы от души говорим:

“ТВОРИТЬ ЗНАЧИТ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ.
СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ЗНАЧИТ ТВОРИТЬ”.

Leave a Comment

Your email address will not be published.