Диана Окремова из Правового медиа-центра (Астана) потратила несколько лет жизни на изучение темы госзаказа в казахстанских СМИ и делится сегодня с нами своим горьким знанием.

– Когда мы говорим о государственной информационной политике и господдержке СМИ вместе, подразумевается, что это тождественные понятия, или они должны решать разные задачи?

– У нас эти понятия, к сожалению, означают одно и то же. Если ты получаешь бюджетные деньги, значит, должен проводить государственную информационную политику. В Европе существуют программы господдержки изданий, но при этом исполнительная власть не вмешивается в редакционную политику и не делает из СМИ рупор власти.

Одно и то же действие там и у нас преследует принципиально разные цели. В Казахстане — это финансировать и делать лояльными к власти, на корню срубать критику и обеспечивать гарантированно хорошие материалы о власти. В Европе – обеспечить плюрализм мнений, поддержать отрасль печатных СМИ, обеспечить работу изданий, выходящих в отдаленных регионах и на языках меньшинств.

– Ориентирование на результат в плане господдержки СМИ понять можно – та же газета, предположим, продолжает выходить и, в идеале, получает какое-то качественное развитие. А какие измеримые результаты, KPI у государственной информационной политики?

– В том-то вся беда, что эффективность никто не измеряет! Мы тратим ежегодно около 30 млрд. тенге на прессу (на 2014 г. заложено 40 млрд. – прим. Blogbasta.kz), а где внятные результаты – непонятно.

Вот, например, у профильного министерства есть такой индикатор: “Уровень востребованности потребителями отечественной информационной продукции”. Желаемый результат к 2015 году – 56%, по итогам соцопроса. Интересно, почему только чуть больше половины населения должны быть целевой аудиторией наших СМИ? Насколько эффективны или вообще целесообразны в этом случае такие затраты?

Или другой пример: «Объем телевизионных и радиопередач, выпущенных в рамках реализации государственного заказа». Желаемый результат к 2015 г. – 109 466 часов вещания. Это непрерывное круглосуточное вещание 12 каналов! Кто решил, что нам необходим такой объем телевещания?

Все основано на количественных показателях. А где рейтинги каналов и передач, по которым можно измерить востребованность СМИ? Где объемы розничных продаж газет, «сидящих» на госзаказе? Где аналитика по интернет-сайтам? Где оценка населением информационного продукта? Их нет, потому что куда проще измерять все часами и сантиметрами газетной площади – и отчитываться ими же. Чиновники упрощают себе жизнь, ведь при таком подходе не надо заботиться о реальной популярности и востребованности изданий.

Еще один пример, который меня в последнее время очень сильно возмущает – «Разъяснение послания главы государства». На это тратятся немереные объемы денег, а кто-нибудь выяснял, есть ли результат? И вообще, кто следит за исполнением его поручений? Создается ощущение, что следят только за разъяснением – абсолютно бессмысленным и затратным мероприятием.

– Как и в большинстве случаев, связанных с государственными финансами, большая проблема госзаказа в СМИ – непрозрачность распределения денег. При этом, в некоторых сферах правительство проявило политическую волю для принятия более цивилизованных способов управления – ЦОНы и портал электронного правительства реально повысили эффективность предоставления части государственных услуг. Почему же государство не показывает такого же стремления оптимизировать госзаказ в СМИ?

– На мой взгляд, главное – это купить лояльность СМИ, а здесь не должно и не может быть прозрачности. Гарантированное отсутствие критики – вот к чему мы стремимся. И точечные вливания в издания – это очень эффективный способ, привлекательный для самих изданий. Для них это удобно, придает какую-никакую стабильность, поэтому многие СМИ на это с удовольствием идут.

– В одном из ваших исследований говорится о причинах, по которым масс-медиа предпочитают не участвовать в тендерах на получение госзаказа – главным образом, речь идет о сохранении редакционной независимости. Но объемы госзаказа год от года растут. Объясните это наращивание расходов – одни и те же СМИ получают больше денег, или их количество растет пропорционально росту обънмов госфинансирования сектора?

– Основной список получателей не меняется, за исключением интернет-ресурсов, на которые из года в год выделяется все больше денег. Как правило, суммы увеличиваются на финансирование телеканалов.

Что касается пропорциональности, здесь вообще полный мрак. Если на проведение информационной политики тратится 40% бюджета всего министерства, то на развитие государственного языка и других языков – 0,69%. Разве это разумно и пропорционально, когда на пополнение уставных капиталов СМИ государство выделяет 1,4 млрд. тенге, а на обеспечение сохранности историко-культурного наследия – всего 1,1 млрд.? Цифры красноречивее любых слов.

Как справедливо заметил наш эксперт-экономист Дмитрий Улыбышев, если мы будем продолжать в том же духе, нам скоро нечего будет пропагандировать и освещать, потому что львиная доля расходов – это «разъяснение», пиар, пропаганда, формирование всяких имиджей, ценностей и пр., а не создание чего-то конкретного.

Госзаказ перечеркивает все принципы качественной журналистики: освещать то, что считает нужным журналист и редакция, а не то, на что указывает акимат, и пытаться делать это объективно, а не петь дифирамбы чиновникам. Если бы не госзаказ, кто стал бы в сотый раз писать материалы или снимать сюжеты о разъяснении послания президента? Там же нет никакой информативности, никакого инфоповода! Но раз заказано – журналисты будут писать никому не интересные и нечитаемые статьи про курс государства, про то, как мы любим родину и как прекрасно живем.

– Какие из наиболее часто встречающихся тем госзаказа вам кажутся неприемлемыми, а какие – вполне?

– Лично мне они все кажутся не столько даже неприемлемыми, сколько бессмысленными. Что такое «укрепление социального оптимизма»? Если у человека нет жилья и нестабильная работа – откуда возьмется оптимизм? Это как в поговорке – сколько ни говори «сахар», во рту слаще не станет…Но наши чиновники уверены в обратном. Я убеждена, что в первую очередь надо делать, а не хвалиться. Тогда журналисты и бесплатно это осветят.

А что такое «формирование гражданской идентичности»? Они вправду верят, что, читая газеты, у человека сформируется идентичность? В общем, это очень сомнительные и затратные методы, которые не дают желаемого результата.

– Вернемся к посланиям президента — в среднем до 1,600 материалов в год в республиканских СМИ (это не считая областных, городских СМИ и “районок”) идет по посланию. Это очень много. В 2012 году еще 1,300 материалов были посвящены разъяснению одной только статьи президента про «Общество всеобщего труда» в 2012 году. Но если послание — это относительно предсказуемый и регулярный повод для информационного заказа, то упомянутая статья вышла в июле позапрошлого года. Интересно, как изыскивались средства на финансирование публикаций в таком объеме?

– Никому это не известно…

– Рекламный рынок и госзаказ почти сравнялись в денежном выражении -примерно по 40 млрд. тенге. Что это значит для СМИ как отрасли, и что – для казахстанской журналистики?

– Это очень плачевно. Формируется абсолютно зависимая отрасль СМИ и совершенно неконкурентоспособный медиа-рынок. Ведь если рекламодателей привлекают тиражами, то чем привлекают госбюджет? «Добрыми» материалами, готовностью освещать события так, как требует заказчик. Равных условий на медиа-рынке нет.

Одни «сидят» на госзаказе, поэтому могут демпинговать, у них есть гарантированный денежный запас. А что делать тем, кто денег не берет? Да, заботиться о собственном контенте. Да, выстраивать грамотный маркетинг и менеджмент. Но соревноваться с растущими бюджетами госзаказа или с той же принудительной подпиской (зло из той же цепи, что и госзаказ) они не могут.

И как в таких условиях будут появляться новые СМИ, как будет развиваться медиа-бизнес?

– Какими должны быть экономические инструменты господдержки СМИ?

– Это могут быть апробированные в Европе методы: налоговые льготы (например, снижение или отмена НДС), гибкая тарифная политика (удешевление полиграфических услуг, доставки), предоставление низкопроцентных займов на технологические инновации, субсидии изданиям, выходящим на государственном языке или языках меньшинств, в отдаленных регионах, с малыми тиражами (детские, культурные и т.п.).

Расскажи друзьям
Адиль Нурмаков, кандидат полит. наук. Верит в успех безнадежных мероприятий.

Никто не высказался. Пока.

Выскажись

Hello world

Welcome to wiki This is your first post. Edit or delete it, then start blogging!

Hello world

Welcome to wiki This is your first post. Edit or delete it, then start blogging!

Hello world

Welcome to wiki This is your first post. Edit or delete it, then start blogging!

Об империях

Американский исследователь Р.Суни (цит.по Абдилдабекова А. «Формирование империи: теоретический ракурс») определяет империю как сложносоставное государство, в котором метрополия господствует над […]

О выборах

Полная версия интервью журналу “Эксперт-Казахстан” от 3 марта (выдержки были опубликованы в номере от 16 марта). – Какие причины вынудили […]

ОАЭ vs. Казахстан (инфографика)

Время от времени в соцсетях всплывает картинка, сравнивающая Дубаи 20 лет назад и сейчас. В Казахстане сделали такое же фотосравнение […]