Даже сердечное название “Родная земля” не заретуширует всей жестокости этой фото-компиляции, наглядно представляющей отношение колонизаторов к объектам колонизации. Визуальный режим «Туркестанского альбома» – не наблюдение, не подглядывание, а препарирование, вскрытие социального тела.

Отмечать негативные аспекты деятельности государственного музея искусств им. Кастеева давно стало признаком хорошего тона. Он зачастую выполняет функции торгового центра, проводя выставки-продажи хэнд-мейда и антикварных предметов быта; его руководители и ведущие специалисты имеют привычку игнорировать новейшие течения художественных практик и теорий (хотя с ней пытаются бороться), а также забывать о просвещенческой и образовательной компоненте деятельности музея (возвышенный объект искусства как источник “незаинтересованного удовольствия”). Или, если коротко, этот музей ведёт реакционную деятельность.

Но случилась невероятная вещь – в его стенах был представлен очень интересный, имеющий огромный исследовательский потенциал и актуальную проблематику выставочный проект. Формально он состоит из двух частей: отобранных фотографий из “Туркестанского альбома” (1871-1872) и коллекции Э. Ш. Кёртиса “Североамериканские индейцы” (1907-1930).

В архитектонике проекта лежат предпосылки сравнительного и аналитического характера: интересно анализировать идеологические и политические предпосылки, стоящие за тем или иным режимом визуальности и научной методологией; интересно исследовать сам исторический контекст модернизации и колонизации центральноазиатских и американских сообществ.

И в целом, даже почти не важно, что текст, анонсирующий выставку, не описывает и доли того, что мог бы описать; и не является странным тот факт, что он принадлежит перу специалиста в области визуальных и колониальных исследований (для сравнения – ссылка на описание докторской диссертации куратора Хезер С. Зоннтаг), а спонсорство великодушно взяло на себя посольство США и корпорация “Шеврон”.

Гораздо важнее понимание того, что работа с историческими материалами тесно соприкасается с вопросом о репрезентации (как эстетической, так и политической). Важно помнить о том, что история может стать инструментом манипуляции людьми в настоящем, колонизации их сознания – что предстаёт со всей очевидностью, если воспринимать этот выставочный проект вместе с концепцией, повествующей о “межнациональном диалоге”, “вдохновении картинами прошлого”, “гордости поколений сегодняшнего и завтрашнего дня” и пр.

И ещё важно понимание того, что в это наших силах противостоять нелепой инструментализации научного и художественного производства музейными и посольскими функционерами.

Расскажи друзьям

Об авторе Наталья Панкина

Все записи автора Наталья Панкина

Никто не высказался. Пока.

Выскажись

Об империях

Американский исследователь Р.Суни (цит.по Абдилдабекова А. «Формирование империи: теоретический ракурс») определяет империю как сложносоставное государство, в котором метрополия господствует над […]

О выборах

Полная версия интервью журналу “Эксперт-Казахстан” от 3 марта (выдержки были опубликованы в номере от 16 марта). – Какие причины вынудили […]

ОАЭ vs. Казахстан (инфографика)

Время от времени в соцсетях всплывает картинка, сравнивающая Дубаи 20 лет назад и сейчас. В Казахстане сделали такое же фотосравнение […]

Как власть уничтожала информационную безопасность, а потом схватилась за голову

Об информационной безопасности Казахстана в последнее время стали говорить чаще и громче, во многом из-за последствий российской аннексии Крыма и […]

Страницы истории: Колонизация казахской степи

Предлагаем вашему вниманию выдержки из статьи “Военная политика русского царизма на востоке в ХVIII – ХIХ в.в.” за авторством Кенжебекова […]

Письмо из Киева: Трансформации информационного поля после Майдана

Антон Кушнир о трансформациях информационного поля Украины, отключении российских телеканалов и третьем Майдане.