День Космонавтики

я живу на улице Гагарина
в городе переименованных улиц
где у Дзержинского и Калинина подпольные клички батыров Наурызбая и Кабанбая
но Гоголь с Шевченко все еще держатся
и Фурманов ждет смерти того чье честь и достоинство
охраняется государством
на территории которого все еще есть космодром
и падают отработанные ступени
(будущее страны после того как кончится нефть иногда представляется мне свалкой радиоактивных отходов китая и прочих японий)
и на станции метро «Байконыр» взлетает на мониторе ракета и Талгат Мусабаев
плавает в невесомости
в этот день
меня когда-то принимали в пионэры подле вечного огня с караулом из школьников
всюду цвели тюльпаны была весна распускались деревья и вода была гораздо гораздо мокрее
помню рассказы мамы о том как она обнимала прохожих в Москве
от счастья что полетел Гагарин
человек в космосе!
это было невероятно
где вы инопланетяне?
когда сотрете
эту унылую планету с лика вселенной?

***

сквозь ужас консюмеризма
проглядывают знаки
снятся собаки
но дерущиеся
хорошо не есть хорошо
плохо не есть плохо
“История крыс” Роб-Грийо
и маячащий рядом Пьер Гийота
ноты взятые в разнобой с потолка
суета маята
каша в голове у пилота
воздушный бой
все как-то в лоб в панической атаке
нет победителей проигравших выживших лишь
золотисто-дымящиеся обломки трубадуд(р)очки
или может обратиться к врачу?
страшно…
молчишь?
Молчу

***

Бишкек
возможно это просто эффект
другого города в другой стране
бывшего СССРа
неиспорченного нефтедолларами
честно смотрящего в лицо своему упадку
и как-то непафосно противостоящего ему
поэтому здесь так хорошо
слушать соловьев и смотреть на белок
живущих под носом у центра
мятежной столицы свободного Кыргызстана

***
вот когда птицы запоют
а дождь польет и не будет с переходом в снег
тогда может и отступят
панические приступы
холерные настроения
неконтролируемые вспышки ярости
вся эта зимняя паранойя
у всех весной а меня почему-то зимой
который год
внутренняя эмиграция
подталкивает к внешней
и эскапады эскапизма
носят все более затяжной
хронический изматывающий характер
мой внутренний Дон Кихот
постепенно проигрывает мельницам
– ты ел сегодня труху?
– я сам труха…

***

1000-летие Алматы

кипчаки стоят на Абая-Фурманова
с поднятыми вверх топориками
зарытой войны полов
разделяя и властвуя
орудиями труда
они щурятся от ветра с юга
которому еще не препятствуют стеклянные небоскребы
вот показался обоз
со ай-фонами и коврами
верблюды-арбы-арабы
напасть-отобрать-продать
шелковый путь долог
а серебро и в Африке серебро

Азиада

на входе в аэропорт установлены металлодетекторы
техника чистит улицы снежным воскресным утром
рядом со стадионом новые туи радуют глаз
хоть и засохнут к лету скорее всего
пугающее обилие гаишников и людей
в красных тужурках сколачивающих лед с обочин
и грустный взгляд непонятного зверя
отовсюду где есть место рекламе

***

Вернисаж
а вот и музэй с его необычайным культурным событием
шампанским бомондом прессой
(лучше б они сделали свое открытие закрытым
как изначально предполагалось)
а это японская перформансистка она же художник
сменяет белое кимоно на белое же но европейское платье
жеманно рисует свой очередной шит-эвр
под своеобразный музак льющийся из рояля
(сборник хитов от Шумана до Пьяцоллы)

однажды Фуат Мансуров сказал нам на репетиции
у японцев вместо души черная дырка
сомнительная цитата но так подходит гремящему пианисту
перформансистка
между тем испачкав белое полотно краской разных оттенков
отправляется общаться с журналистами публика
бежит доедать японскую кухню развернутую в том же зале
что и картинки «ее Японии» орнаментально-цветочного свойства
(на многих уже висит красная бирка sold)
столько силиконовых губ
я не видела ни на одной выставке
говорит одна знакомая улыбаясь и на вопрос ну как вам
другая искусствоведка коротко рубит «х-йня»
да я все понимаю
искусство должно быть разным
и силиконовым женщинам нравится все «живое»
но зачем выдавать эту яркую пустоту за (цитата)
«беспрецедентное культурное событие»?
непонятно
………………………………………………………………………..
подмена искусства подмена культуры
имитация жизни

Будда-женщина

вместо эпиграфа:
вчера
впервые в жизни
мне уступили место в метро

я в общем очень нервный человек
и ты меня прости прости прости
ну и давай прощай прощай прощай
прощай говорю я себе
давай до свидания

я что тебе /себе хочу сказать?
бывает очень трудно отличать
прощение от обиды
или нет
простить вроде бы и не трудно – в мыслях
но вот песок обиды застревает – в туфлях
(то есть продолжаешь ее испытывать
несмотря ни на:
обилие литературы по техникам прощения
богатство инструментария забвения
инструкции всяких там медитативных практик….)

и время опять же столкнувшись с памятью
узнает о своем бесправии
как сказал великий сама знаешь кто
а знаете что?
давайте-ка мои дорогие
канайте отсюда своею дорогою
пока у меня тут поток бессознательного
моих коллективных идентичностей
и однажды я воспарю – воспряну
перестану париться
прощу себя за все эти бесцельнопрожитыегоды
и стану будда-женщина

***

Человек-Женщина
Посвящается Руфи
и он мне такой с утра пораньше
если я когда-нибудь соберусь выступать в цирке
мой номер будет называться
человек – женщина
нет ну представь
крупными буквами на афише
ВПЕРВЫЕ НА МАНЕЖЕ
ЧЕЛОВЕК-ЖЕНЩИНА
мы ведь всё понимаем
человек как мера всех вещей
и ничто такое ему не чуждо
ни мост над пропастью Ницше
ни старозаветный по образу и подобию
ни человек человеку друг волк и бревно
или платоновское определение
про двуногое лишенное перьев
(с широкими ногтями разумеется)
человек-амфибия
человек-невидимка
человек играющий
звучащий гордо
немыслимый тростник
человек-крыса
гомункулус
бытие сущего
осужденное на свободу
желающая машина
это ладно
но человек – женщина?
такого еще по-моему не было!

***

родительский день с его непременным кладбищем
многообразное столпотворение деклассированных русских
в ожившем городе мертвых
странное впечатление производят группы молодых казахских людей
в камуфляжной форме
непонятно зачем стоящие на перекрестках кладбищенских улиц
очереди за водой на единственной работающей колонке
и полицейский бобон на выходе
в который запихивают небольшой цыганский табор

***

больше всего в мертвых раздражает отсутствие внятного диалога
с ними можно только односторонне
либо они тебе снятся и что-то вещают
либо ты стонешь и вопрошаешь
вроде какого черта ушел и где брать ответы
на незаданные вопросы
кому предъявлять за неполученное прощенье
кто выпишет индульгенцию
где голоса где голоса где

***

Пушкинский календарь
посвященный столетию гибели Пушкина
годом раньше в1936-м в Советском Союзе вышел указ о запрете абортов
если бы не этот указ я бы тут с вами сейчас не разговаривала
потому что моя мама бы не родилась
потому что бабушка ее не планировала
у бабушки в 1937 уже был грудной сын
и еще пасынок
которого дед съездив на выходные на Кубань
просто завел за руку в дом
взял портфель
и ушел на работу – без объяснений
мальчик говорил только по-украински
хлопчик ты чей спросила бабушка
а це батька мой – ответствовал тот указывая на захлопнувшуюся за дедом дверь
и что ей спрашивается было делать?
в тридцать седьмом?
третий ребенок в семье?

вопреки народным средствам мама в положенный срок увидела свет
мне кажется что противостояние между ней и ее братом длится и длится и длится и не будет ему конца
всю жизнь бабушка стояла на стороне сына
мама страдала в основном молча
и вот
после всех этих трудных лет
война после войны без отца который пропал без вести в начале июля сорок первого
комнаты в коммуналке учеба в миси
стройки коммунизма скромные жизни инженеров
перестройка развал союза
мама с братом оказались в разных государствах
всем что принадлежало когда-то целой семье
включая квартиру в Москве
дядя мой распорядился единолично и на свое усмотрение
и только пушкинский календарь
1937 года (с подписью деда)
мама вытребовала этим летом себе
———-
я пришла за ним
душным московским днем
дядя летом в деревне и слава б-гу
для меня накрыли стол и открыли вино
две пожилые женщины
жена дяди и ее старшая сестра
беседовали
о протестном движении в москве– туда ходят только богатые которые надеются на новый передел имущества
о будущем россии – нужен новый Сталин
о советском союзе – была стабильность и уверенность в завтрашнем дне
и еще о многих вещах, о которых бессмысленно спорить
а я ела их пищу и пила их вино и думала что
попытки прощения
иногда выливаются в странные формы
все мы немного виноваты в том что появились вопреки
а Пушкин совсем не виноват в том что из него сделали солнце русской поэзии
и приезжие из Америки лекторы русского происхождения
до сих пор говорят на лекциях в летней кураторской школе
почитайте Пушкина
он невероятно актуален
одни только его вечные вопросы кто виноват и что делать чего стоят…

Расскажи друзьям

Ссылки на эту запись

  1. М. Вильковиская: Поэзия как форма свободы слова. | BlogBasta - April 25, 2014

    […] В своем стихотворении после посещения выставки Саори Кандо (“Вернисаж”) вы критически […]

Выскажись

Об империях

Американский исследователь Р.Суни (цит.по Абдилдабекова А. «Формирование империи: теоретический ракурс») определяет империю как сложносоставное государство, в котором метрополия господствует над […]

О выборах

Полная версия интервью журналу “Эксперт-Казахстан” от 3 марта (выдержки были опубликованы в номере от 16 марта). – Какие причины вынудили […]

ОАЭ vs. Казахстан (инфографика)

Время от времени в соцсетях всплывает картинка, сравнивающая Дубаи 20 лет назад и сейчас. В Казахстане сделали такое же фотосравнение […]

Как власть уничтожала информационную безопасность, а потом схватилась за голову

Об информационной безопасности Казахстана в последнее время стали говорить чаще и громче, во многом из-за последствий российской аннексии Крыма и […]

Страницы истории: Колонизация казахской степи

Предлагаем вашему вниманию выдержки из статьи “Военная политика русского царизма на востоке в ХVIII – ХIХ в.в.” за авторством Кенжебекова […]

Письмо из Киева: Трансформации информационного поля после Майдана

Антон Кушнир о трансформациях информационного поля Украины, отключении российских телеканалов и третьем Майдане.