Месяц назад в Казахстане случилась девальвация. А тремя месяцами до того страна готовилась отмечать юбилей национальной валюты.

В те дни мне посчастливилось побывать на выставке молодого современного искусства, посвященного 20-летию тенге. Нет, на самом деле это была просто разнарядка на праздничные стенгазеты в одном из учебных заведений. Но несмотря на стиль художественного исполнения, от которого арт-критики скорее всего вздрогнут ровно пять раз, важно обратить внимание на то, как проницателен взгляд молодежи, сознательно или (более вероятно) подсознательно рефлексирующий глубже официальной пропаганды.

В этой примитивистской по стилю работе, немудрено обыгрывающей символику традиционного казахского и флористического орнаментов с намеком на ар-нуво, особенно стоит обратить внимание на декор – плоды, выросшие на древе, представляют собой ни что иное, как настоящие монеты, которые учащиеся принесли в жертву искусству. Видимо, по этой причине и во имя сохранения от вандализма, эта работа висела в непосредственной близости к одному из кабинетов администрации.

Автора этой работы иначе как визионером, пророком назвать нельзя. Он знал уже тогда то, чего председатель Нацбанка и профильные министры не знали даже в день “валютной коррекции”.

В работе над этой картиной художник, вероятно, пытался свести воедино абсолютно все интеллектуальные позывы власти в поиске национальной идеи, промелькнувшие перед глазами автора за пока еще сознательную жизнь в независимом Казахстане – их коды зашиты даже в самих цифрах. Правда, логическая ловушка заключается в том, что все эти славные вехи – от Великого шелкового пути до ЭКСПО-2017 – случились не за 20 лет, обозначенных в центре композиции. Не говоря уже о том, что юбилей тенге имеет отношение только к последним двум элементам (может быть, еще и к земному шару с неизвестными предметами сверху, я не знаю). Но, с другой стороны, если рассматривать эту работу именно с точки зрения абсурдизма…

 Четкий мессидж тут угадать сложно – каким образом здесь представлена отсылка на американскую кинематографическую компанию, и какую сверхроль играет здесь нарочито открыточный, китчевый бутон розы… Возможно, открыточную и китчевую?

Эта работа показалась мне наиболее insightful с точки зрения совокупности идеи и художественного выражения – вероятно, сознание автора намеренно ли, играючи ли, решило показать, на какой именно “проект” ушло немало национальной валюты.

Расскажи друзьям

Никто не высказался. Пока.

Выскажись

Об империях

Американский исследователь Р.Суни (цит.по Абдилдабекова А. «Формирование империи: теоретический ракурс») определяет империю как сложносоставное государство, в котором метрополия господствует над […]

О выборах

Полная версия интервью журналу “Эксперт-Казахстан” от 3 марта (выдержки были опубликованы в номере от 16 марта). – Какие причины вынудили […]

ОАЭ vs. Казахстан (инфографика)

Время от времени в соцсетях всплывает картинка, сравнивающая Дубаи 20 лет назад и сейчас. В Казахстане сделали такое же фотосравнение […]

Как власть уничтожала информационную безопасность, а потом схватилась за голову

Об информационной безопасности Казахстана в последнее время стали говорить чаще и громче, во многом из-за последствий российской аннексии Крыма и […]

Страницы истории: Колонизация казахской степи

Предлагаем вашему вниманию выдержки из статьи “Военная политика русского царизма на востоке в ХVIII – ХIХ в.в.” за авторством Кенжебекова […]

Письмо из Киева: Трансформации информационного поля после Майдана

Антон Кушнир о трансформациях информационного поля Украины, отключении российских телеканалов и третьем Майдане.