Вчера я пошел помедитировать на площадь Республики о праве на свободу мирных собраний. Задуматься я решил над вопросом – “Почему ему можно, а нам нельзя?”. Он – это “Золотой человек”, символ Казахстана, который стоит в своем одиночном пикете наверху Монумента Независимости.

Я считаю, что последние события – пресловутый обед акима с блогерами, последние протесты, связанные с девальвацией, последующий арт-перфоманс с участием трусов – хоть и были совершенно на разные темы, но объединены тем, насколько непропорциональна была реакция государственного аппарата, насколько ограничительно действующее законодательство в отношении абсолютно простых вещей, которые гражданам должны быть доступны.

Право на свободу мирных собраний гарантировано у нас Конституцией, но обусловлено другими законами, которые, в конечном счете, сводят его к очень незначительному праву. Праву, на реализацию которого необходимо заранее просить разрешения. Заранее – это за 10 дней, и ведь не факт, что разрешат. Спустя почти две недели довольно трудно представить значимый протест в отношении чего бы то ни было – это все равно, как если бы газеты выходили с двухнедельным опозданием.

Я пришел показать, что меня это волнует, я хочу этот важный итог последних дней обдумать – и считаю, что нашим гражданам тоже стоит задуматься о своих правах – и, в частности, об этом праве, которое у нас не ценится, а должно бы.

Я пришел подумать о том, что было на этой площади раньше – то, что стало важной вехой в новейшей истории Казахстана, здесь вершилась история, и вершилась она простыми людьми. Я пришел подумать, чем площадь стала сейчас – местом, где людям не позволено без спросу находиться коллективно.

В качестве символа своей медитации я вижу “Золотого человека” – символ Казахстана – который стоит на вершине Монумента Независимости вопреки законам, не спрашивая ни у кого разрешения на то, чтобы постоять на площади. Гордый сакский воин стоит там даже вопреки законам физики – верхом на барсе и не падая. Так почему ему можно, а нам нельзя? Ведь он тоже стоит там не просто так – он делает statement, мол, я есть монумент независимости. Это его одиночный пикет, по сути дела.

На исходе часа я понял – для того, чтобы это право понять и начать им пользоваться, нужно осознать его необходимость. С помощью права на свободу мирных собраний люди собираются не просто чтобы собраться – они тем самым борются за другие свои права. Если необходимости в этом основная часть общества не видит, то тогда, наверное, и право это ему не нужно.

Если люди собираются только из-за обиды за понесенные ими материальные издержки, это, конечно, не совсем то, что должно двигать ответственным гражданским обществом, которое требует что-то от государства и ответственно желает что-то делать самостоятельно. Им двигают ценности, идеи, альтернативы и вера с свою правоту, которую питают не эмоции, а сила аргументов.

С другой стороны, можно понять, почему у нас нет этого осознания своих прав вообще и, в частности, права на свободу мирных собраний. Потому что у нас каналы общения между государством и обществом очень сильно нарушены. Но опять-таки – право на свободу мирных собраний это и есть один из каналов этой обратной связи, это тоже механизм диалога – а значит нужно учиться им пользоваться. Умело организовывая движение и четко формулируя политическую повестку. И, конечно, солидарность граждан и их объединений тоже важна.

Спасибо за поддержку и освещение Ирине Медниковой и Рите Бочаровой

Расскажи друзьям
Адиль Нурмаков, кандидат полит. наук. Верит в успех безнадежных мероприятий.

1 мнение к записи “Сеанс гражданской медитации №1”

  1. Фофа March 3, 2014 at 07:41 #

    “для того, чтобы это право понять и начать им пользоваться, нужно осознать его необходимость.” – да! Хорошая статья, даже не статья, а скорее эссе. Но все равно, мысль о том, чтобы прежде, чем практиковать некоторые права и свободы необходимо осознать их ценность и место в жизни человека, выражена очень ясно. Нам всей страной нужно сесть и подумать о том, что мы должны иметь, но не имеем, и почему мы давно привыкли к такому положению вещей и считаем его нормой.

Выскажись

Об империях

Американский исследователь Р.Суни (цит.по Абдилдабекова А. «Формирование империи: теоретический ракурс») определяет империю как сложносоставное государство, в котором метрополия господствует над […]

О выборах

Полная версия интервью журналу “Эксперт-Казахстан” от 3 марта (выдержки были опубликованы в номере от 16 марта). – Какие причины вынудили […]

ОАЭ vs. Казахстан (инфографика)

Время от времени в соцсетях всплывает картинка, сравнивающая Дубаи 20 лет назад и сейчас. В Казахстане сделали такое же фотосравнение […]

Как власть уничтожала информационную безопасность, а потом схватилась за голову

Об информационной безопасности Казахстана в последнее время стали говорить чаще и громче, во многом из-за последствий российской аннексии Крыма и […]

Страницы истории: Колонизация казахской степи

Предлагаем вашему вниманию выдержки из статьи “Военная политика русского царизма на востоке в ХVIII – ХIХ в.в.” за авторством Кенжебекова […]

Письмо из Киева: Трансформации информационного поля после Майдана

Антон Кушнир о трансформациях информационного поля Украины, отключении российских телеканалов и третьем Майдане.