«В СССР самое лучшее образование» — это всего лишь очередная агитация, в которую зачем-то до сих пор верят.

Многие мои приятели, которые живут на две страны и задумываются, где отправить детей в начальную школу, хмурят брови, подозревая, что в Европе потомков ничему хорошему не научат. Мол, в начальной школе всего три предмета, все как-то расхлябанно, дисциплины на уроке никакой — можно вставать с места, можно, наоборот, отвечать, не вставая. Учительница не бегает по классу с линейкой и не вышибает дух из тех, кто не выучил наизусть таблицу умножения.

Дело в том, что наш мозг, отравленный советскими идеями, просто не может осознать иных подходов к обучению. Нам часто кажется, что, чем больше ты зубришь и боишься, чем меньше тебе нравится то, что ты учишь, тем лучше.

(…)

Потому что нам от СССР досталась система вбивания знаний. А в Европе (или Америке) обучение интуитивное. Там все придумано так, чтобы учеба была развлечением, чтобы знания впитывались сами собой. Это совершенно другой подход к образованию. Ученикам задают на дом ребусы, картинки вроде «найди 16 отличий» — это детям интересно, они не воспринимают занятия как пытку. Останется главное ощущение: учиться, узнавать новое — приятно.

Система западного школьного образования построена так, чтобы не забить мозги под завязку, а чтобы развить их, чтобы открыть творческие способности. (…)

В западной системе образования никто не говорит школьнику: ты все делаешь неправильно, ты должен делать или хорошо, или никак; мда, деточка, гения из тебя не получится… — всю эту чушь, которая ломает людей и навеки устраивает им творческий блок.

Но самое главное: европейское образование, конечно, намного более гуманное. Мой совсем молодой друг, недавно окончивший одно московское художественное училище, сказал, что на экзаменах преподаватель отчитал его за улыбку. Мол, не веселиться он сюда пришел.

И вы всерьез считаете, что подобное обучение — это хорошо?

«Великое советское образование» было рассчитано в первую очередь на подавление воли, на то, чтобы процесс свободного мышления и творчества убить в зародыше.

Я отлично помню, как мы переписывали своими словами вступления к книгам, и это называлось сочинением. Собственное мнение надо было держать при себе.

Мы потому и живем до сих пор в авторитарной системе, что подавлению чувств и мыслей нас учат с детства. Понятно, что устоявшийся подход к обучению в один миг не изменить, но надо хотя бы понимать, как ко всему этому относиться. И стараться, что ли, по максимуму защитить от этого детей.

Надо всеми силами приучать к тому, что образование — это лишь ступень к независимому мышлению. И что, кроме свободы, которую дают знания, в них больше нет никакого смысла.

* * *

Источник и полный текст статьи читайте на Сноб.ру.

Расскажи друзьям

Метки:

1 мнение к записи “А. Холина – Об образовании”

  1. Лена March 9, 2014 at 13:56 #

    Не надо путать образовательную программу и педагогику.
    Лично на мой взгляд все вот так обстоит
    Автора поста травмировали грандиозные бабы, которых хватало в школах при союзе и позже. И конечно же в ее тексте есть разумное зерно. Однако это больше похоже на крик скорее подростка отметающего все на корню, чем на пост взрослого человека. Полярное мышление враг прогресса. Черное -белое, хорошее – плохое ведет только к качелям туда-сюда, а не к движению вперед. У нас была система вдалбливания (а это именно педагогика, то бишь КАК я вас буду учить, а не чему) тогда давайте дружно забьем на сложную программу, введем три урока и станем, извините, дебилами?
    Я жила в Англии и там успела узнать людей со всех точек земного шара. Так вот давайте разделим : педагогика (или уже скорее психология) в той же Америке и Европе не направлена на подавление воли (этим заняты макдональдсы и иже с ними) и возможно дает ребенку свободу выбирать. Однако система ОБУЧЕНИЯ ума точно не прибавляет, так как большинство из тех с кем я общалась не имеют элементарных базовых знаний о мире. Ну например, не знание того что относится к фруктам, что к овощам, а что к ягодам. Отсутствие знания сложных слов и понятий. То есть разговор зашедший дальше обсуждения “Че, как?” многих ставил в тупик. Я не говорю – всех, но многих. Это то к чему мы пришли уже сей час в Казахстане. Для этого просто посмотрите программу Такси и ужаснитесь. От простейших вопросов люди просто в ступор впадают.

    На мой взгляд система образования нужна новая, но основанная на старой. Нужно подружить психологию и программу обучения. А педагоги должны проходить хотя бы простейшие курсы психологии, так как они напрямую влияют на неокрепшие умы. Если же мы пойдем по пути образования западных стран мы получим стадо баранов согласных со всеми бесчинствами пока в зубах есть гамбургер.

Выскажись

Об империях

Американский исследователь Р.Суни (цит.по Абдилдабекова А. «Формирование империи: теоретический ракурс») определяет империю как сложносоставное государство, в котором метрополия господствует над […]

О выборах

Полная версия интервью журналу “Эксперт-Казахстан” от 3 марта (выдержки были опубликованы в номере от 16 марта). – Какие причины вынудили […]

ОАЭ vs. Казахстан (инфографика)

Время от времени в соцсетях всплывает картинка, сравнивающая Дубаи 20 лет назад и сейчас. В Казахстане сделали такое же фотосравнение […]

Как власть уничтожала информационную безопасность, а потом схватилась за голову

Об информационной безопасности Казахстана в последнее время стали говорить чаще и громче, во многом из-за последствий российской аннексии Крыма и […]

Страницы истории: Колонизация казахской степи

Предлагаем вашему вниманию выдержки из статьи “Военная политика русского царизма на востоке в ХVIII – ХIХ в.в.” за авторством Кенжебекова […]

Письмо из Киева: Трансформации информационного поля после Майдана

Антон Кушнир о трансформациях информационного поля Украины, отключении российских телеканалов и третьем Майдане.