Александра Цай в своем эссе размышляет о мировых трендах современного понимания культуры и искусства – с участием Уорхола, Стравинского и Мамардашвили. 

Искусство и культура – одни из немногих областей человеческой деятельности, существование и критерии которых непрерывно подвергались вопросам. Один из краеугольных вопросов исследований этих предметов – вопрос “зачем”. Что есть культура, что есть искусство и для чего, по большому счету, они нужны? Эти вопросы преследовали искусство и культуру с момента их появления, преследуют сейчас и, наверняка, не отстанут от них и в будущем. Оно и к лучшему. Что такое культура? Для чего ее нужно изучать? Ответить на эти вопросы не берусь, но подумать предлагаю вместе.

Что такое культура? Вопрос, ставший причиной появления целого ряда различных теорий и взглядов в диапазоне от искусствоведения до социологии и антропологии. Английский теоретик культуры Реймонд Уильямс как-то заметил, что слово «культура» – «одно из двух-трех наиболее сложных для объяснения слов в английском языке». По Уильямсу культура – это целый образ жизни (a whole way of life), способ интерпретации нашего общего опыта; способ, этот опыт через свою интерпретацию меняющий. Подобие зеркала, дающего возможность увидеть – кто мы, как двигаемся, какие гримасы корчим. Увидеть и задуматься.

Для Уильямса важно не заключать культуру в некую узкую область продуктов интеллектуальной и творческой деятельности, в замкнутый мир театров, концертов, вернисажей и их ценителей, а показать ее взаимодействие, взаимовлияние на совершенно разные аспекты жизни социума, из которого эта культура произрастает.

Небольшой пример связи искусства с обществом в целом. Структуралисты объясняли такой, казалось бы, узкий и интересующий только специалистов предмет, как искусство Энди Уорхола, с позиции его места в общей матрице американского социума 1960-70-х годов. Выставка Уорхола Brillo Box произвела своеобразный переворот в творческих кругах Нью-Йорка 1960-х годов, заставив публику задуматься и переосмыслить понятие искусства.

Уорхол выставил в нью-йоркской галерее сделанные собственноручно картонные коробки – точные копии промышленных коробок мыла Brillo Box. Ничего не добавив и не убрав. Почему эта выставка вызвала такой ажиотаж и почему ее, не колеблясь, причислили к продуктам искусства? Ведь не из-за ценности самих произведений. Структуралисты объясняют: чтобы понять, почему Brillo Box Уорхола следует считать предметами искусства, нужно знать историю искусства, рассматривать их в матрице истории искусства.

То есть, Brillo Box Уорхола становятся предметами искусства только во взаимодействии с другими жанрами и направлениями искусства, через отрицание предыдущего опыта, предыдущих критериев искусства. Ранее предметы визуального искусства были либо репрезентативными (академическая живопись), либо экспрессивными (абстрактный экспрессионизм) – а Уорхол оказался ни тем, ни другим. Он ни отражал действительность в своих работах, ни выражал свои эмоции. Он просто сделал реплику, копию с продукции массового производства, тем самым внеся новый, несуществовавший прежде элемент в матрицу объектов и жанров истории искусств.

Кроме связей с другими жанрами и направлениями в искусстве, от выставки Уорхола можно протянуть связи в более широкое пространство жизни американского общества и каким-то образом идентифицировать его состояние. “Что можно сказать о культуре и обществе, в котором коробки Brillo Box, без сомнения, становятся частью истории искусства?” – писал философ и критик Артур Данто в своем знаменитом эссе «The Artworld». Он призывает не оценивать, а именно поразмыслить.

По его мнению, современное искусство как никогда близко к философии, потому что может сказать что-то об общем состоянии общества, будь оно постмодернистским или нет.

Что хотел сказать Уорхол – выразить протест против деспотии массового производства, показать масштабы этого производства или задаться вопросом о месте художника и его творчества в мире миллионов готовых образов, с которыми среднестатистический человек имеет дело каждый день? Творчество Уорхола в данном случае ценно именно тем, что заставляет переосмыслить критерии искусства в соответствии с реалиями и проблемами социума, того общества и того пространства, в котором мы находимся. Данто пишет, что если вы сумеете доказать, почему тот или иной предмет нужно считать искусством, если сможете создать теорию искусства относительно этого предмета – он будет искусством.

Это одна из основных для меня причин того, почему стоит изучать искусство и культуру в контексте всего общества. Потому что для этого необходимо задавать вопросы, сравнивать и анализировать, что и почему является важным в данной временной и географической точке. Почему в это время и в этом обществе данный предмет стал предметом искусства? Из какой почвы прошлого он вырос, и в каком настоящем расцвел?

Современное искусство тем и отличается от классического, что требует от его зрителей внутренней работы, требует усилий. То есть зритель уже не просто зритель – он в какой-то степени соучастник, соавтор, потому что от его внутренней работы, опыта и уровня восприятия будет зависеть то, что он в итоге от объекта искусства получит. Музыка Стравинского в отличие от музыки Чайковского, к примеру, требует от нас некоего напряжения, усилия. Этим же отличается просмотр спектакля «Весна священная» от «Лебединого озера» – зритель должен внутри себя что-то перестроить, как-то себя к этому спектаклю привести.

Изучение этого вопроса и, более того, само погружение в вопросы культуры требуют от нас того, что Мераб Мамардашвили назвал «великодушием», то есть допущением, что есть что-то другое, чем мы сами, отличное от нас. «Мир существует независимо от нас, и он гораздо больше нас и от нас требует приятия или великодушия», – писал Мамардашвили.

События в мире не обязаны быть нам приятными, они происходят. Так и в отношении текстов или предметов, которые могут показаться абсурдными на первый взгляд – мы должны сделать предположение, что в них все-таки есть что-то достойное нашего внимания и понимания. И читать, понимать, изучать их с этого угла зрения.

Эта особенность культуры и искусства заслуживает отдельного упоминания хотя бы потому, что оборачивается несомненным плюсом для того, кто к ним прикасается. Изучение культуры, простое с ней соприкосновение неизбежно приводит к мысли о многополярности мира, о многомерности пространства и необходимости диалога между мнениями, мыслями и взглядами на проблемные вопросы. Чтение стихов, погружение в живопись приоткрывают дверцы во внутренний мир человека с его многослойностью и разнообразием.

Кроме возросшей эмпатии к разным представителям homo sapiens, приобретение этой оптики заставляет по-другому взглянуть на некоторые социальные нормы, догмы, построение вертикали власти и доктрину “одна страна, одна партия, один вождь”, например.

Понятие и принятие мира редко заканчивается примыканием к стройной и готовой идеологии, рассчитанной на массы.

В отличие от идеологии, искусство и культура обращаются к общности индивидуальностей. Уважение к Другому, к его взглядам и образу мыслей приводит и к уважению собственного Я. Принимая мир, выстраивая внутренний механизм его понимания, мы учимся не только уважать другую точку зрения, но и вырабатываем свою.

Чтобы основательно ответить на вопросы, заданные в начале – что такое культура и для чего она нужна – потребовалась бы, наверное, целая книжка и долгие исследования. Но мне хотелось показать, что культура – это не узкий мир искусства и его почитателей, а процесс или сфера деятельности, вбирающая в себя и отражающая действительность во всем ее многообразии, преломляющая и возвращающая в эту действительность лучи-месседжи.

Одна из наибольших ценностей культуры – это ее связующая роль между различными аспектами нашей жизни, ее пребывание в пространстве нашего социума, способность выявлять различные его состояния и влиять на них. Кто мы и что мы хотим сделать с нашей жизнью – жизнью личной, маленькой, своей собственной, и жизнью, протекающей в большем мире по соседству с другими жизнями и личностями, в едином пространстве и общем времени.

Я думаю, что то, как мы эти вопросы задаем, задаем ли мы их вообще, и как ищем на них ответы – весь этот процесс и его особенности и есть в каком-то смысле то, что мы можем назвать нашей культурой.

Расскажи друзьям

Об авторе Александра Цай

Все записи автора Александра Цай

4 высказались к записи “Что такое культура”

  1. Ainash February 8, 2014 at 10:51 #

    Единственное, когда зрителю предлагается в качестве пищи для размышления откровенная бесмыслица, поикрытая флером ” современное” искусство, это мне кажется надувательство. Коробки Уорхола теперь открывают портал для совершенно бездарных работ, выданных за нечто выдающееся, как считаешь?

    • Александра Цай February 11, 2014 at 15:38 #

      я думаю, нужно рассматривать каждый отдельный случай. а бездарные работы были всегда, в каждой эпохе

  2. ни February 11, 2014 at 14:31 #

    да и то, что искусствоведы не смогли классифицировать Уорхола по старым правилам еще не делает его самого художником, по-моему. ведь может быть и не нужно было ломать устоявшиеся традиции искусства через коробки? может их можно было изменить через что-то более выдающееся? но это требует большего упорства и таланта. а многие современные “художники” именно этого и лишены напрочь.

    • Александра Цай February 11, 2014 at 15:55 #

      для многих коробки Уорхола и стали чем-то выдающимся. дело ведь в концепции, которая стоит за тем или иным художественным жестом или предметом. я думаю, вы слишком критичны к современным художникам) среди них много тех, в котором есть и упорство, и талант.

      но с другой стороны, мне кажется, совр. искусство хорошо тем, что вы, как зритель, вольны сами для себя решать – искусство это для вас или нет. только объясните. это работает и в обратную сторону – если вы считаете это искусством, отлично, объясните почему, и я с вами соглашусь. мне в этом эссе и хотелось сказать о том, что для появления/развития совр. искусства необходимы конструктивные дебаты и дискуссии, когда зритель готов принять, понять, подумать)

Выскажись

Hello world

Welcome to wiki This is your first post. Edit or delete it, then start blogging!

Hello world

Welcome to wiki This is your first post. Edit or delete it, then start blogging!

Hello world

Welcome to wiki This is your first post. Edit or delete it, then start blogging!

Об империях

Американский исследователь Р.Суни (цит.по Абдилдабекова А. «Формирование империи: теоретический ракурс») определяет империю как сложносоставное государство, в котором метрополия господствует над […]

О выборах

Полная версия интервью журналу “Эксперт-Казахстан” от 3 марта (выдержки были опубликованы в номере от 16 марта). – Какие причины вынудили […]

ОАЭ vs. Казахстан (инфографика)

Время от времени в соцсетях всплывает картинка, сравнивающая Дубаи 20 лет назад и сейчас. В Казахстане сделали такое же фотосравнение […]