Это эссе ныне покойного патриарха современного искусства было впервые опубликовано 12 лет назад, но сегодня, в свете нынешнего дискурса о современном искусстве и его сути, нам показалось необходимым и важным вспомнить о нем, и дать вам его перечитать – возможно, пророческая критика сегодняшнего дня, звучащая из прошлого.

Будущее всегда немножко не похоже на то, как мы его представляем в настоящем. Но если бросить взгляд в прошлое — понятно, что все произошло закономерно и корни будущего находятся в прошлом. Те художники, которые сегодня серьезно занимаются контемпорари арт всей своей предшествующей жизнью готовились именно к такому повороту судьбы. Впрочем, я выражаюсь не совсем точно. Слово «серьезно» здесь не подходит. Я имею в виду другое.

Поговорим о художниках. Всех людей, занимающихся искусством, можно разделить на три категории: а) вампиры, б) зомби, в) обыкновенные люди.

Я барон Мюнхаузен, обыкновенный человек. Звучит как начало романса*.

Обыкновенным людям искусство** не нужно. Они его не понимают, как дальтоник не понимает цвет. Им так же трудно объяснить, что такое искусство, как лягушке, живущей в колодце, что такое океан.

Среди художников много обыкновенных людей. Для них искусство это — изображение, тень жизни, «красиво раскрашенная поверхность, как образец керамики со стены Дамаска***. Нарисовать человека, дерево или коня — работа, схожая с ремеслом портного или сапожника. Такие художники отличаются друг от друга только уровнем владения ремесленным мастерством.

Их можно назвать пролетариями изобразительного искусства.

Социалистическому государству нужны были такие художники. Оно их взращивало и воспитывало, баловало и наказывало, создало для них «Союз художников», объявляло их искусство самым лучшим, самым прогрессивным. Этот миф жив до сих пор и простые люди ждут его осуществления с той же наивной надеждой как уфологи — контакта с инопланетянами, а члены «Белого братства Марии Деви Христос» — конца света.

Обыкновенные люди являются полуживыми. Они шуршат по жизни как опавшие листья. Они оказались никому не нужны потому, что государство сменило ориентацию. Мир разделился на богатых и бедных. Бедным не до искусства, а богатым нужно либо настоящее, либо модное, лучше, если это будет два в одном.

Простые художники в своих бедах винят государство и тех художников, которые имеют успех.

Про последних сочиняется масса злобных домыслов и легенд. В советское время самым опасным для художника обвинением было уличение его в идеологической неблагонадежности. Поэтому чаще всего в адрес успешных художников летят обвинения в отсутствии духовности, потакании вкусам новой буржуазии, цинизме, отказе от национальных традиций, сатанизме и непрофессионализме. Но не о том пойдет речь****.

Зомби — это мертвые люди, притворяющиеся живыми. Мертвые знают, что такое жизнь, но они не могут стать живыми. Тление будет продолжаться, куски мяса будут гнить и отваливаться, а глаза мутиться и вытекать. Художники-зомби понимают искусство прошлого, но искусство будущего для них закрыто, как жизнь после смерти. В мифологии зомби обозначены как падшие ангелы, которым за грехи, фундаментальным из которых является гордыня, творец перекрыл дополнительные энергетические каналы, но они знают, что это такое, они помнят, что нет ничего слаще этой божественной энергии, этой радости творчества.

Зомби пытаются имитировать истинное искусство. Они изготавливают его по образцам, имеющим популярность на международном арт-рынке. В финансовом отношении это самые успешные художники.

Новым казахам и новым русским, желающим жить у себя на Родине, для обретения полноценности важно ощущать, что рядом с ними живут такие же выдающиеся художники, как в Англии, Франции, Германии или США. Их партнерам по бизнесу приходится поддерживать эту иллюзию, иначе их положение на местном рынке будет нестабильным и даже может закончиться крахом.

Зомби понимают, что их искусство не настоящее. Это вода, которая не утоляет жажду. Но в этом они смеют признаться только себе, да и то не всегда, а если другим, то только очень близким людям и в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Поговорим о вампирах. Я не собираюсь никого пугать. Вам не потребуется ни осиновый кол, ни серебряная пуля.

Бог создал человека по своему образу и подобию, стало быть, наделенным творческими способностями. Однако способность к творчеству не является качеством, присущим земным существам. Креативные личности черпают ее из космического океана, с которым они соединены энергетическими каналами*****. В мифологии, являющейся законспирированным знанием, такие люди обозначены как вампиры, то есть обладающие большей, по сравнению с другими, энергией и постоянно ею наполняющиеся.

Эзотерическое определение вампиров — не мертвый. Это человек, который живее всех живых, — и животных, и простых, обыкновенных людей. Некоторые современные ученые, не желая шокировать обывателей, называют таких существ пассионариями*****. Вампиры продуцируют творчество до тех пор, пока неуклонно выполняют предназначенную им миссию. В случае отклонения от своего пути, поступающая энергия ослабевает или вовсе иссякает. И наоборот, чем больше человек связан с процессом созидания, тем быстрее и более мощная энергия к нему притекает, тем качество его творчества становится выше.

Похоже, это знание не очень новое, поскольку присутствует во всех древних культурах. Любые отрицательные качества вампиров (за исключением декоративных) легко переходят в положительные, стоит лишь непросвещенную крестьянскую терминологию заменить на естественно-научную, внеся поправки, обусловленные особенностями массового народного сознания.

Обыкновенный человек испытывает перед творцом, как и перед вампиром, неизъяснимый страх на физиологическом уровне. Творец является угрозой стабильности, а стабильность ведет к энтропии. Зомби ненавидит творца, потому как тот имеет то, чего он лишился, это своеобразный «комплекс кастрата».

Теперь о самом «страшном» — о крови. В донаучном знании кровь считалась аналогом и символом энергии. Приписывая вампирам употребление крови, первые исследователи мира объясняли таким символическим образом подпитку энергией. Массовая культура восприняла эту гипотезу буквально******. Но не о том пойдет речь.

Оговорив термины, вернемся к началу статьи и перескажем историю. В послевоенное время контемпорари арт в Казахстане занимался только один художник — Сергей Калмыков. Он проводил перфомансы, создавал объекты, разрабатывал проекты. Его считали сумасшедшим. Остальные художники, ориентированные на авангард, строили свое искусство на фундаменте модернизма конца XIX — начала XX века.

Начавшаяся в 1985 году перестройка с помощью гласности наводнила умы художников и искусствоведов большим количеством дотоле неведомой информации. В Москве начал выходить периодический «Художественный журнал», посвященный теории и практике контемпорари арт, на центральном телевидении стали появляться сведения о новом, малопонятном, но интересном искусстве. И, наконец, вышел культовый молодежный фильм Сергея Соловьева «Асса», где одним из персонажей был симпатичный ленинградский контемпорари-художник Сергей Бугаев — Африка.

Некоторые из казахстанских вампиров испытали от такого знакомства волнительный интерес. Они всерьез взялись за изучение нового, стали пытаться создавать свое искусство. И оказалось вдруг, что они подобным искусством уже где-то занимались, но не осознавали это как искусство и, следовательно, не манифестировали.

Искусство оперирует сознанием и чувствами, к ним легче подобраться через действие (перфоманс, хеппенинг) или движущееся изображение, сопровождаемое звуком (видео), нежели через статическое изображение (картина, фото).

Причем, фото кажется эффективнее, чем рисунок, так как обладает большей иллюзией правды, а личностное изображение в наше пост-тоталитарное время отягощено комплексом идеологического оружия. Даже текст воспринимается эффективнее изображения, потому что имитирует результат сознания, а не процесс первоначального взаимодействия и ассоциируется с газетами, книгами, рекламой, чей авторитет в глазах современного человека несоизмеримо выше, чем у картины.

Художникам хотелось понять, насколько интересно и профессионально то, что они продуцируют. Своих специалистов-теоретиков контемпорари арта в Казахстане не было, поэтому пришлось ждать оценки от зарубежных представителей. Она оказалась, неожиданно для всех, высокой.

Англичанин купил объект Елены Воробьевой, знаменитый московский галерист Марат Гельман пригласил к сотрудничеству Каната Ибрагимова, «Художественный журнал» посвятил спецвыпуск контемпорари арту Казахстана, а американцы дали рекомендации для открытия Центра современного искусства в Алматы. Начался период бури и натиска.

Контемпорари художники стали дружить, часто общаться между собой, обмениваться книгами и журналами, совместно просматривали и обсуждали видеокассеты с материалами по современному искусству, проводили диспуты. Три галереи — «Вояджер», «Азия-арт» и «Кок-Серек», объединившись, написали проект и получили грант на проведение международного симпозиума «Арт-дискурс 97», результатом которого стало издание одноименного каталога, отвечающего всем международным стандартам. Оказавшись на Западе, этот каталог вызвал несомненный интерес у специалистов.

На карте современного искусства появилась новая страна — Казахстан.

В 1998 году в Алматы открылся Центр современного искусства Сороса. Информации стало значительно больше. Журналы, CD-ROMы и видеокассеты с контемпорари искусством почти со всего света, информация о предстоящих выставках, на которых можно участвовать, интернет. Наши художники стали участниками международных проектов. И, наконец, грандиозная международная выставка контемпорари арт в Алматы в 2000 году. В прессе появилась масса статей, положительно оценивающих и с интересом рассказывающих о контемпорари художниках и их искусстве.

Потихоньку зашевелились зомби. До их разума стало доходить, что за контемпорари артом — будущее или, по крайней мере, сегодня оно на коне.

Пока они делают первые неуклюжие попытки сымитировать контемпорари арт, чему примером может служить международный фестиваль искусств, организованный В. Филатовым. Но они уже начинают листать журналы, посещать выставки контемпорари арта и просят президента открыть музей современного искусства.

Мертвые перед тем, как чем-нибудь заняться, хотят иметь кладбище. Мертвым без кладбища неприятно.

Грядет нашествие зомби и его не избежать. История повторяется.

Все произойдет точно так же, как с модернизмом 80-х годов. Второстепенных персонажей мертвяки сохранят, а на главное кресло сядут сами или умертвят кого-нибудь из вампиров и посадят рядом.

На международном рынке искусство зомби успеха иметь не будет. Мировой бомонд не ценит суррогата из развивающихся стран.

Центр современного искусства Сороса закроется. Вместо него появятся два государственных, которые будут укомплектованы зомби и начнут представлять их искусство.

Контемпорари арт в Казахстане сделается искусством для внутреннего потребления и «индексом демократии» для оппонентов.

Постепенно, так и не дождавшись возвращения «реализма», к нему начнут приноравливаться и привыкать обыкновенные люди. Но выставки будут малопосещаемыми, потому что неинтересными, еще хуже, чем выставки Союза художников сегодня.

Вампиры же будут связываться с устроителями и организаторами выставок через интернет, будут выставлять свое искусство за границей.

Чтобы вампирам не было так грустно завершать чтение моего текста, хочу предложить им астрологический прогноз на ближайшие годы.

ОВНАМ (21,03—20,04) будет сопутствовать удача в связи с тем, что они не могут сидеть сложа руки. Наделенные ментальной энергией, решительностью и упорством, они преуспеют в жизни, занимая ответственные посты или медленно, но верно накапливая большое состояние. Имея возможность выбирать между славой и деньгами, они выберут славу. Содержание их искусства будет несколько прямолинейно и простовато, но они будут стремиться к использованию новейших технологий и форм репрезентаций.

В ТЕЛЬЦАХ (21,04—21,05) проявятся великие творческие силы и упорство в
достижении цели. Благодаря тому, что они будут бесстрашны, непреклонны и сумеют сохранить в секретности от своих коллег по цеху некоторую важную информацию, их ждет большой успех и общественное признание. Они создадут мощное настоящее искусство, которое будет хорошо оплачено.

БЛИЗНЕЦАМ (22.05.-21.06.) жизнь приготовила два варианта развития судьбы: они могут стать либо очень хорошими, либо очень плохими. В первом случае исполнятся все их желания, во втором — они сделаются гениальными неудачниками. Жизнь будет как бы специально подготавливать им испытания, даже семья может стать им поперек дороги. Их искусство внешне будет часто меняться и будет преимущественно интеллектуальным. А внутренне будет священным и сверхчеловечным.

РАКИ (22.06.-22.07.) — натуры очень мечтательные и сильно привязанные к прошлому. Они не сумеют достичь больших успехов в контемпорари арт, но то, что они будут делать, будет обладать высоким качеством. Они очень любят удовольствия, и у них сильно развит родительский инстинкт. Все это не очень способствует продвижению по стезе новейшего искусства. Их ждет трудная судьба, но интересная и удачная для их детей.

ЛЬВЫ (23.07.-22.08.) рождены для власти, роскоши и развлечений. Они ненавидят тоску, хотят быть опорой для окружающих, щедры, любят и умеют помогать. Они энергичны, трудолюбивы, но временами поддаются лени, любят обожание и принимают лесть. В области контемпорари арт они не добьются большого признания на международной сцене, но у себя на родине будут иметь зрительский и финансовый успех. Их жилище сделается похожим на королевский замок.

Искусство контемпорари арт в наименьшей степени подходит для ДЕВ (23,08—22.09.)- У них отсутствуют романтические начала и иллюзии, они расчетливы и аккуратны. Они благоговеют перед авторитетами, трудолюбивы и упорны в достижении цели, поэтому их легко спутать с зомби. Разобравшись, что такое контемпорари арт, они, скорее всего, оставят этот вид деятельности, а если продолжат, то начнут плести интриги, маневрировать за счет других людей и манипулировать ими по своему усмотрению. Девы — непревзойденные специалисты по коварству.

ВЕСЫ (24.09.-23.10.) — это воздух перемен, стремящийся создать гармонию из хаоса. Их мечта — объединиться с другими людьми в мире и гармонии. Они часто будут участвовать в международных проектах, но призов получать не будут, душ них главное — действие и деятельность. Успех и слава могут прийти к ним благодаря поддержке друзей и покровителей. Сильнейшая чувствительность может стать причиной гибели от собственных переживаний.

СКОРПИОН (23.10.-22.11.) корнями врос в земную жизнь и, в то же время, впился, как клещ, в невидимый мир. Отсюда его постоянное напряжение, неудовлетворенность, тревоги. Чтобы добиться успехов в контемпорари арт, ему необходимо пройти через символическую смерть определенных привычек из прошлого. Среди людей, рожденных под этим знаком, много святых и грешников. Они могут сотрудничать с КНБ и стучать на своих собратьев художников, исключительно из тяги к шпионскому промыслу.

СТРЕЛЬЦЫ (22.11.-21,12) нацелены на столкновение с внешними условиями и победу своих идей. Они будут иметь успех в контемпорари арт, так как ради этого готовы на самые головокружительные поступки, при этом они упорны и трудолюбивы. Стрелец может быть и диктатором, воля которого для окружающих — закон, но именно от него зависит их благополучие. Работа станет главным смыслом его существования. Цели он ставит земные, конкретные, путь к ним ясен до мелочей. Стрелец постоянно хочет видеть вокруг себя новые лица, всегда открыт для восприятия знаний, вынослив, но постоянные заботы могут стать причиной нервных заболеваний.

КОЗЕРОГИ (21.12.-19.01.) — самые упрямые, выносливые и стойкие. Они любят и умеют работать. Втайне они честолюбивы и обожают успех. Шаг за шагом они движутся к своей цели. Ничто не может заставить их свернуть с однажды выбранного пути. Они охотно преодолевают трудности, и в конце концов, обретают признание, но это произойдет в немолодые годы. В юные годы козерогов может показаться, что у них нет шансов на победу, но к финишу придут именно они. Их искусство несет сознание Высших Сил, создавая структуру для высоких идеалов. Художники, рожденные под знаком ВОДОЛЕЯ (1901.-18.02.) более всего отвечают устремлениям контемпорари арт. Они принадлежат Космосу и озабочены будущим, они бесстрашны, любят риск и способны преобразить невидимые перспективы. Им нравится шокировать публику, бросая вызов общественному мнению. В жизни вокруг них часто возникает атмосфера изоляции. Люди просто не поспевают за ними по пути развития. Астрологи утверждают, что они опережают наше существование на полвека вперед.

Рожденные под знаком РЫБ (19.02.-20.03.) являются связующим звеном между сознанием человека и божественным сознанием. Их предназначение — расширять любовь и знание, женское и мужское начало, но они выискивают всяческие возможности избежать первоначальной программы, имеют тенденцию все переносить на потом. Они ленивы и добродушны, безразличны ко всяким ограничениям в жизни, а так же ко мнению других. Для каждого из них жизнь — это большая сцена, на которой они предпочитают исполнять роли, придуманные ими самими. Большинство из них считает, что они живут нормально, у них есть фантазия, бутылка вина и кусок хлеба. Они могут достигнуть больших успехов в контемпорари арт, если наметят себе четкую программу действий и начнут неукоснительно претворять ее в жизнь, держа чувства и эмоции под контролем разума.

Я отдаю себе отчет в том, что мой прогноз приблизителен и неточен, так как не учитывает взаимодействия планет в натальной карте конкретного индивидуума. Например, человек, рожденный под знаком Рыб, может вести себя как Дева, если комбинация планет выстраивается в «пращу». Интерпретация Аспектов искусство, настоящее занятие для астролога, но не о том речь.

Сергей Маслов. Алматы, 2001.
Источник: @Художественная жизнь Казахстана@. Сборник статей, издание СЦСИ- Алматы, 2001. Cтр. 69-75.

___________________________________________________
* Горин Г. «Тот самый Мюнхгаузен.» в кн. Комическая фантазия, М.,Советский писатель, 1986.
** Я понимаю искусство как нечто переворачивающее душу, когда слезы в глазах и комок в горле, когда растворяешься в счастье и безмятежности, когда падают занавесы и открываются новые дороги, когда ты понимаешь, что художник сказал то, что многие годы зрело в твоем сердце, но не принимало конкретных форм, пребывая в состоянии аморфности или хаоса.
*** Бурлюк Д. «О кубизме», М.Д913
**** Такими словами часто заканчиваются фрагменты текста романа XVI века «Цветы сливы в золотой вазе или Цзинь Пин Мэй», приписываемого Ван-Ши-Чженю, когда повествование уходит в сторону от основной фабулы, намеченной автором.
***** Толтеки называли его «Орлом» . См. Кастанеда К. «Учение Дона Хуана», Киев, София, 1997
****** Стокер Б. «Дракула», С-Пб, Азбука, 2000.

Расскажи друзьям

Ссылки на эту запись

  1. РадиоБаста | BlogBasta - September 10, 2013

    […] В августе мы записали несколько программ на разные темы – культура, экономика, политика и общество. Вчера вышел первый выпуск передачи – он был записан в прошлую пятницу и является самым последним по хронологии и релевантным к заголовкам новостных лент. Но мы вышли за рамки инфоповода и поговорили о контемпорари арт в более широком смысле. Перед или после прослушивания передачи (ЗДЕСЬ) рекомендую прочитать опубликованное сегодня на сайте эссе Сергея Маслова “Мертвые идут”. […]

  2. Десятые или Нулевые 2.0 ? | BlogBasta - September 20, 2013

    […] художником за эстетическую гегемонию. И в этом смысле текст Сергея Маслова «Мертвые идут» скорее о несостоявшемся настоящем, чем о […]

Выскажись

Об империях

Американский исследователь Р.Суни (цит.по Абдилдабекова А. «Формирование империи: теоретический ракурс») определяет империю как сложносоставное государство, в котором метрополия господствует над […]

О выборах

Полная версия интервью журналу “Эксперт-Казахстан” от 3 марта (выдержки были опубликованы в номере от 16 марта). – Какие причины вынудили […]

ОАЭ vs. Казахстан (инфографика)

Время от времени в соцсетях всплывает картинка, сравнивающая Дубаи 20 лет назад и сейчас. В Казахстане сделали такое же фотосравнение […]

Как власть уничтожала информационную безопасность, а потом схватилась за голову

Об информационной безопасности Казахстана в последнее время стали говорить чаще и громче, во многом из-за последствий российской аннексии Крыма и […]

Страницы истории: Колонизация казахской степи

Предлагаем вашему вниманию выдержки из статьи “Военная политика русского царизма на востоке в ХVIII – ХIХ в.в.” за авторством Кенжебекова […]

Письмо из Киева: Трансформации информационного поля после Майдана

Антон Кушнир о трансформациях информационного поля Украины, отключении российских телеканалов и третьем Майдане.