Казахстан продолжает оставаться разделенным обществом по разным параметрам, но особенно – по языковому признаку. С раннего детства детей можно определить в казахский или русский садик, а потом дилемма продолжается в школе и университете, сопровождает человека всю жизнь, оставляя отпечаток и на формировании навыков общения, и на характере восприятия социума. Почему наше многонациональное общество по-прежнему не может составить единое целое – не лежит ли причина в этом сегрегационном, а не интеграционном подходе?

Элементы.Ру пишут об очередном исследовании, которое доказывает: разделение по национальному (или языковому) признаку в школах вредит обществу. 

Общественные институты сегрегации национальных группировок или их интеграции существенно влияют на уровень общественного дохода. Это доказали ученые, проведя серию экономических игр с подростками из г.Мостар (Босния и Герцеговина). Ученики интегрированных школ показали большую готовность к сотрудничеству и большую заинтересованность в общественном благосостоянии, чем их ровесники из национальных школ.

Эксперимент, проведенный Маркусом Александером из школы медицины Стэнфордского университета и Фотини Христия (Fotini Christia), политологом из Массачусетского технологического института, имел цель выяснить: в каких условиях этническая разнородность перестает вызывать конфликты, не мешает проявлению альтруизма и способствует прогрессу многонационального сообщества?

Исследование проводилось в трех школах – одна находилась на территории проживания боснийцев-мусульман, вторая — на территории хорватов-католиков, а третья — в центральном районе, и была образована путем слияния боснийской и хорватской школ.Слияние было вынужденной мерой в послевоенное время. Слияние школ происходило в административном порядке, так что дети попали туда безвыборочно, и проявить собственные (или родительские) этнические приоритеты не могли.

Напротив, представители школы время от времени шлют властям петиции с требованиями разделить их по национальному признаку, но так или иначе в этой школе дети учатся вместе, хотя и в разных классах, но касса и бухгалтерия у них общая, совет учеников, представленный в равных долях обеими национальностями, решает общие проблемы, и общественные мероприятия тоже одни на всех. 

Ученые пригласили участвовать в эксперименте ребят из всех трех школ и набрали 244 школьника – примерно поровну мальчиков и девочек 17 лет, примерно поровну хорватов и боснийцев. На всякий случай собраны были данные и о доходе родителей участников эксперимента, но этот параметр, как выяснилось, не влиял на конечный результат эксперимента.

Сам эксперимент представлял собой известную экономическую игру, где участники складываются, чтобы потом разделить полученный доход. Общая касса получается из личных пожертвований — кто сколько даст, а доход — из поделенной поровну суммы пожертвований. Ясно, что чем более эгоистична тактика, тем больше личный доход, ведь в общую кассу эгоист дает меньше всех, а получает как все Абсолютная эгоистическая тактика предполагает, что никто ничего не жертвует и ничего не получает.

Альтруистическая тактика ведет к увеличению общественного дохода, но увеличивает и риск потери личных доходов. Риск сильно уменьшается, если вводить штрафные санкции (наказывать эгоистов, постоянно вносящих малый вклад в общую кассу). Штраф такой – каждый может пожертвовать часть личных доходов, но у эгоиста отберется вдвое. В итоге, строго эгоистичная тактика перестает приносить доход и самый закоснелый эгоист начинает вести себя в соответствии с интересами общества.

С помощью таких игр легко измеряется уровень альтруизма по показателям личных вкладов и сумме штрафов. Сумма штрафов более четко отражает стремление к альтруизму и кооперации.

Школьники играли в группах по 4 человека 20 раундов. Друг друга они не видели, играли с помощью компьютера, однако на экране высвечивались имена игроков – не настоящие, но указывающие на ту или иную национальность. Принцип деления на команды был такой: из двух национальных школ по две команды — смешанная и гомогенная по национальности, из объединенной школы тоже две команды — смешанная и гомогенная.

Итак, 20 раундов экономической игры, в которой можно проявить альтруизм и рисковать личными доходами на благо общества, а можно быть эгоистом и получать личный доход, рискуя штрафными санкциями. Подростки из сегрегированных и объединенной школ продемонстрировали различные тенденции к альтруистическим порывам.

Вклады игроков из объединенной школы были примерно равны в случаях национальных команд и смешанных команд. Иными словами, школьники в равной степени доверяли «своим» и «чужим».

В сегрегированных школах доверие к чужакам, судя по вкладам, было явно подорвано, школьники не были готовы к кооперации и альтруистическим действиям на благо сообщества. При этом, в отношении “своих” они оказались несколько щедрее, чем гомогенная группа из объединенной школы.

Исправляет ли ситуацию введение штрафных мер? Помогают ли штрафы сгладить различие между национальностями? Не слишком. Размер вкладов у подростков национальных школ остался примерно таким же. Зато команды из объединенной школы показали эффективность штрафных санкций: вклады игроков увеличились и в смешанных, и в национальных группах.

Авторы делают два вывода. Во-первых, общественная интеграция, даже такая кратковременная, как в этой школе, увеличивает общественный доход и готовность к кооперации. Во-вторых, штрафные меры работают на благо обществу только в интегрированных обществах.

Ученые подчеркивают, что в гетерогенных сообществах, сами по себе институты интеграции играют важную роль для повышения общественного благосостояния, укрепляя стабильность многонациональных государств.

Автор: Елена Наймарк

Источник: Элементы.Ру

 

Расскажи друзьям
Адиль Нурмаков, кандидат полит. наук. Верит в успех безнадежных мероприятий.

Никто не высказался. Пока.

Выскажись

Об империях

Американский исследователь Р.Суни (цит.по Абдилдабекова А. «Формирование империи: теоретический ракурс») определяет империю как сложносоставное государство, в котором метрополия господствует над […]

О выборах

Полная версия интервью журналу “Эксперт-Казахстан” от 3 марта (выдержки были опубликованы в номере от 16 марта). – Какие причины вынудили […]

ОАЭ vs. Казахстан (инфографика)

Время от времени в соцсетях всплывает картинка, сравнивающая Дубаи 20 лет назад и сейчас. В Казахстане сделали такое же фотосравнение […]

Как власть уничтожала информационную безопасность, а потом схватилась за голову

Об информационной безопасности Казахстана в последнее время стали говорить чаще и громче, во многом из-за последствий российской аннексии Крыма и […]

Страницы истории: Колонизация казахской степи

Предлагаем вашему вниманию выдержки из статьи “Военная политика русского царизма на востоке в ХVIII – ХIХ в.в.” за авторством Кенжебекова […]

Письмо из Киева: Трансформации информационного поля после Майдана

Антон Кушнир о трансформациях информационного поля Украины, отключении российских телеканалов и третьем Майдане.