Какую роль — позитивную или негативную — играют религии в современном мире? В поисках ответа на этот непростой вопрос социологи обращаются к кросс-культурному анализу, пишут Элементы.Ру.

Комплексный анализ многих десятков социально-экономических показателей в 17 процветающих странах «первого мира» не подтвердил гипотезу о том, что высокий уровень религиозности населения способствует благополучию общества. Напротив, по совокупности всех доступных показателей наиболее религиозные общества оказались наименее благополучными.

Среди социологов нет единого мнения о том, какую роль — положительную или отрицательную — играет религия в современных развитых обществах. Одни утверждают, что массовая вера в силы, поощряющие моральное поведение и наказывающие за грехи, способствует общественному благополучию (снижению преступности, коррупции, экономическому росту и т. д.). Другие доказывают, что разумная политика светских правительств гораздо важнее для процветания общества, а некоторые факты указывают и на возможное негативное влияние религиозности, как тормоза для роста социального благополучия.

Серьезных научных исследований по данному вопросу проведено на удивление мало, и ни в одном из них не были учтены одновременно все значимые (и доступные для анализа) социально-экономические показатели. Отчасти это связано с тем, что изучение таких вопросов часто наталкивается на различные препятствия морально-этического и политического характера.

Этот пробел попытался восполнить американский исследователь Грегори Пол (Gregory Paul). В своей статье, опубликованной в журнале Evolutionary Psychology, Пол приводит результаты комплексного кросс-национального анализа, с целью проверки двух альтернативных гипотез о влиянии массовой религиозности на общественное благополучие. Теоретически возможен и третья опция: религиозность вообще не оказывает влияния на социально-экономические показатели, или ее влияние перекрывают другие, более важные факторы. 

В конце концов, уровень религиозности может быть вообще не причиной, а следствием того или иного уровня общественного благополучия, которое, в свою очередь, зависит от каких-то иных факторов. Тогда корреляция между религиозностью и благополучием не будет свидетельствовать о влиянии первой на второе. Либо какой-то «третий фактор» одновременно может влиять на религиозность и на благополучие общества.

Пол постарался обойти эти методологические трудности, включив в свой анализ как можно больше переменных, чтобы учесть максимум доступных социально-экономических показателей, которые действуют  в схожих условиях. Он исследовал только благополучные демократические государства «первого мира» с населением около 4 млн человек или более. Всего было учтено 17 стран, данные по которым являются наиболее полными, достоверными и взаимно сравнимыми.

США, Ирландия, Италия, Австрия, Швейцария, Испания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Норвегия, Англия, Германия, Франция, Дания, Япония, Швеция. Список приведен в порядке убывания комплексного показателя религиозности населения: от наиболее религиозных к наиболее светским.

Для оценки уровня религиозности населения использовалось около дюжины показателей, в том числе: доля людей, безоговорочно верящих в Бога-творца (или богов-творцов); людей, требующих буквального понимания Библии; регулярных участников коллективных богослужений; регулярно молящихся; тех, кто верит в загробную жизнь, рай и ад; доля атеистов и агностиков; доля людей, признающих эволюцию и т. д. Всевозможные «суеверия» и антинаучные представления (привидения, астрология) автором не рассматривались как показатели религиозности.

Все эти показатели анализировались как по отдельности, так и вместе: автор составил из них комплексный «индекс религиозности населения» (popular religiosity vs secularism scale, PRVSS), сопоставляя его с показателями общественного благополучия.

Для оценки уровня благополучия общества Пол отобрал 25 наиболее достоверных показателей, в том числе: число убийств и самоубийств, детская смертность, продолжительность жизни, заболеваемость половыми инфекциями (отдельно — среди подростков), число абортов среди несовершеннолетних, роды в возрасте 15-17 лет, число бракосочетаний и разводов, потребление алкоголя, индекс Джини, доход на душу населения, уровень бедности, коррупции, безработицы и др. Из этих показателей был составлен комплексный «индекс общественного благополучия» (successful societies scale, SSS). Также были учтены показатели экологической ситуации, число иммигрантов и др.

Основным результатом является обнаруженная Полом сильная и статистически достоверная положительная корреляция между благополучием общества и уровнем его «светскости». Эта корреляция хорошо видна как при сопоставлении комплексных показателей PRVSS и SSS, так и при анализе индивидуальных показателей религиозности и социально-экономического благополучия.

Иными словами, оказалось, что чем выше религиозность населения, тем ниже уровень общественного благополучия, и наоборот.

Большинство показателей общественного благополучия согласуются с этим выводом, т. е. показывают сходную динамику: чем ниже религиозность, тем лучше обстоят дела в обществе по рассматриваемому показателю, хотя есть и исключения.

Уровень самоубийств, по данным Пола, практически не зависит от религиозности населения, и слухи об аномально высоком уровне самоубийств в малорелигиозных скандинавских государствах – не более чем слухи. Сильная положительная корреляция обнаружилась между религиозностью населения и детской смертностью: чем более религиозна страна, тем выше детская смертность. Корреляция у религиозности и продолжительности жизни направлена в ту же сторону, но выражена слабее. Заболеваемость гонореей и сифилисом в религиозных странах в среднем выше, чем в светских.

Число абортов среди несовершеннолетних достоверно ниже в светских странах, чем в религиозных. не было выявлено достоверных корреляций между религиозностью и потреблением алкоголя. Небольшое преимущество на стороне религиозных стран по бракам и разводам. Уровни удовлетворенности жизнью и безработицы не коррелируют с религиозностью, по уровню коррупции — ситуация чуть лучше в менее религиозных странах.

Автор делает вывод, что гипотезу о сильном положительном влиянии массовой религиозности на социально-экономическое благополучие общества можно уверенно отвергнуть.

По уровню ВВП религиозные страны чуть впереди, однако по уровню имущественного равенства нерелигиозные страны их резко опережают. В соответствии с этим и процент бедняков в религиозных странах существенно выше. Итог однозначно в пользу нерелигиозных стран.

Автор опирается также на множество дополнительных фактов и литературы. По мнению Пола – как и ряда других авторов – чем увереннее и спокойнее чувствуют себя люди (прежде всего представители «среднего класса») в своем социальном окружении, чем меньше они тревожатся за свое экономическое благополучие, тем слабее их потребность искать утешение и защиту в религии.

Пол подчеркивает, что неверие в Бога (nontheism) — единственное из мировоззрений, которое в наши дни эффективно распространяется путем обращения сторонников иных взглядов, а динамика численности приверженцев религий зависит в основном от рождаемости среди верующих и миграционных процессов. Секуляризация общества в развитых странах, по-видимому, будет ускоряться. Хотя принадлежность к доминирующей религии может давать людям определенные материальные преимущества, они будут слабеть по мере того, как в социальном окружении индивида растет число неверующих. 

По мнению Пола, полученные им результаты противоречат широко распространенной точке зрения, согласно которой склонность к религии и креационизму является глубинным и основополагающим свойствос человеческой психики. Они скорее говорят о том, что религиозность является относительно гибким и переменчивым психологическим механизмом, помогающим справляться со стрессом и тревожностью в малоэффективном обществе с низким уровнем социально-экономической стабильности и защищенности. Массовый отход от веры в Бога-творца, в свою очередь, является естественной реакцией людей на улучшение жизненных условий.

Полный текст статьи Г.Пола. 

Автор: Александр Марков

Источник: Элементы.Ру

Расскажи друзьям
Адиль Нурмаков, кандидат полит. наук. Верит в успех безнадежных мероприятий.

1 мнение к записи “Опиум и народы”

  1. Сауран October 4, 2013 at 00:31 #

    Прав был товарищ Ленин!

Выскажись

Hello world

Welcome to wiki This is your first post. Edit or delete it, then start blogging!

Hello world

Welcome to wiki This is your first post. Edit or delete it, then start blogging!

Hello world

Welcome to wiki This is your first post. Edit or delete it, then start blogging!

Об империях

Американский исследователь Р.Суни (цит.по Абдилдабекова А. «Формирование империи: теоретический ракурс») определяет империю как сложносоставное государство, в котором метрополия господствует над […]

О выборах

Полная версия интервью журналу “Эксперт-Казахстан” от 3 марта (выдержки были опубликованы в номере от 16 марта). – Какие причины вынудили […]

ОАЭ vs. Казахстан (инфографика)

Время от времени в соцсетях всплывает картинка, сравнивающая Дубаи 20 лет назад и сейчас. В Казахстане сделали такое же фотосравнение […]