17 апреля 2013 года, Мажилис одобрил в первом чтении законопроект “О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан”, который включает увеличение пенсионного возраста постепенно в течение 10 лет, а также предусматривает создание Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) на базе АО “Накопительный пенсионный фонд “ГНПФ”.

В Мажилисе 107 депутатов, среди них 25 женщин. Из 105 присутствущих 95 проголосовали «за», двое – «против», и 8 депутатов воздержались.

А поговорить я бы хотел о создании Единого Накопительного Пенсионного Фонда.

С июня 1997 г. все казахстанцы пользуются Законом Республики Казахстан за № 136-I “О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан”, прообразом которой была чилийская пенсионная система, считавшаяся на тот момент самой удачной. В соответствии с этим законом, с 1 января 1998 года все работающие граждане в обязательном порядке отчисляют 10% своих доходов в накопительный пенсионный фонд на индивидуальные пенсионные счета.

— Через 1 год после перехода к новой пенсионной системе пенсионные накопления (по состоянию на конец 1998 года) составили 281 млн. долл. США (1,4% ВВП)

— Через 2 года (конец 1999 года) — 467 млн. долл. США (3,2% ВВП)

— Через 3 года (конец 2000 года) — 775 млн. долл. США (4,4 % ВВП)

— Через  10 лет (на 1 сентября 2008 года) – около $10 млрд. (около 10% ВВП)

По прошествии пяти лет, был сделан срез эффективности для негосударственных накопительных пенсионных фондов (ННПФ) и Государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ). Средняя сумма фактических накоплений составила на 1 среднего вкладчика ННПФ Т53,5 тыс. (порядка 350 долларов), вкладчика ГНПФ – Т28,6 тыс (188 долларов), т.е. почти в два раза меньше

Настал 2012 год, и начались аккуратные танцы вокруг реформирования текущей пенсионной системы.

В них участвовало всё высшее руководство страны, правительство, а также глава Нацбанка Марченко, который в 1997 являлся одним из инициаторов первой пенсионной реформы. Суть их заключалась в плавной подготовке плацдарма для повышения пенсионного возраста и создания единого пенсионного фонда, в Казахстане объединяющего все существующие, как частные так и государственный.

Было много различных вариантов, одеяло перетягивалось в разные стороны – то ГНПФ нужно создать при Нацбанке, то при правительстве, то создать управляющую компанию, которая не будет владеть, но будет управлять финансами фонда. Потом появилось поручение президента по созданию Единого пенсионного фонда, что привело к появлению законопроекта и реструктуризации ННПФ.

Главным аргументов в пользу создания ЕНПФ были следующие, на мой взгляд, перлы:

- Правительство совместно с экспертами Всемирного банка провело анализ деятельности фондов и сделало выводы о неэффективности работы НПФ

- Будет повышен контроль над вкладами, поскольку это будет лежать на плечах государства.

- Государство будет лучше управлять финансовыми активами, поскольку лучше знает, куда и как вкладывать.

Было еще много других аргументов в той или иной форме, однако эти три наиболее интересны.

Кто сказал, что государственное управление в Казахстане есть идеал качества и эффективности? Кто сказал, что качество управления финансами и активами изменится? В данный момент действует четкое регулирование, куда и сколько могут вкладывать ННПФ. По словам главы Ассоциации НПФ Айдара Алибаева: половину всех своих активов они держат в казахстанских ГЦБ, 10% на депозитах наших банков и 27% в ЦБ казахстанских компаний. Итого 87%! И только 13% лежит в иностранных бумагах.

Кто сказал, что монополия лучше конкурентной среды? Есть множество примеров естественных монополий, когда государство не может своевременно реагировать на изменения на рынках и соответственно регулировать монопольную деятельность. В рамках реформирования существующие ННПФ по предлагаемому законопроекту обязаны:

  • осуществить передачу единому накопительному пенсионному фонду пенсионных активов и обязательств по договорам о пенсионном обеспечении;
  • не позднее десяти календарных дней с даты прекращения действия лицензии на привлечение пенсионных взносов и осуществление пенсионных выплат возвратить бланки лицензий уполномоченному органу. (Действие лицензии накопительного пенсионного фонда, указанного в части второй настоящего пункта, прекращается с даты, следующей за датой подписания акта приема-передачи пенсионных активов и обязательств, с последним накопительным пенсионным фондом)

При этом расходы, связанные с передачей пенсионных активов и обязательств в единый накопительный пенсионный фонд, осуществляются за счет собственных средств накопительных пенсионных фондов.

Помимо этого, не уточняется, куда пойдут работать около 12 тысяч работников ННПФ или, например, за счет каких средств будут возмещаться затраты ННПФ по текущим расходам/займам и операционной деятельности. По разным оценкам, рыночная стоимость частных НПФ сегодня находится в пределах 2-4 миллиардов долларов.

Трудно представить что создаваемый монополист с накопленными активами более $21 млрд будет эффективно и оперативно реагировать на возникающие ситуации на рынках, правильно диверсифицировать свои активы.

Скорее всего, будет высвобождаться часть денег, которые пойдут на реализацию многочисленных государственных программ, поскольку с каждым годом количество программ растет, и каждый год стоимость их реализации растет, за счет неверно составленных ПСД, затягивания сроков сдачи и прочее. На мой взгляд, государственные программы в Казахстане нужны и важны, но реализация и качество получаемого продукта и результатов ниже плинтуса.

Очень мило на фоне сомнительного повышения качества управления пенсионными активами и сомнительных способов их использования (а ЕНПФ будет осуществлять закупку услуг и товаров в рамках проведения ГОСтендеров), выглядит желание получать комиссионное вознаграждение:

Предельная величина комиссионного вознаграждения единого накопительного пенсионного фонда устанавливается в пределах не выше:

1) 7,5 процента от инвестиционного дохода;

2) 0,025 процента в месяц от пенсионных активов.

Зарабатывать нужно, зарабатывать важно, однако не совсем понятно, зачем ЕНПФ получение дохода сверх операционных расходов. Рекламировать ничего не нужно, развивать филиалы не нужно (делать микро-филиалы в рамках существующих пунктов КазПочты). Было бы логично выбрать схему, когда ЕНПФ бы запрашивал в республиканском бюджете нужные суммы, которые пропускались бы через все процедуры одобрения и согласования. А иначе миллиарды тенге будут “разыгрываться” на тендерах и списываться на административные расходы.

В чем действительно своевременность и необходимость решения о слиянии – лично я не понимаю.

Государство с каждым годом все убедительнее доказывает, что не умеет эффективно управлять бюджетными средствами в размере около 6 трлн. тенге. Счетный комитет РК ежегодно выявляет нарушений на сотни миллиардов тенге. $10 млрд выделенные на преодоление кризиса испарились. Финансовая полиция возвращает в бюджет до 7 млрд. тенге только за коррупционные нарушения.

Ну, и главный вопрос, который сейчас актуален – как дальше строить и вести бизнес в Казахстане, когда национализация становится ведущей тенденцией в экономике государства?

 

Расскажи друзьям
@evlaman

2 высказались к записи “Единое всё”

  1. admin April 22, 2013 at 10:57 #

    Все так, и плюс ГНПФ уступает частным фондам по СГД.

  2. Ольга April 26, 2013 at 19:17 #

    В РК правительство не ценит труд связанный с вредностями производства,в том числе и работу в ночное время суток. Платят копейки,в то время,как зарубежные страны(н-р,Германия) хорошо оплачивают ночные работы и соответственно пенсии у таких категорий работающих выше.В РК всё с точностью наоборот…предлагаю внести выслугу лет ,т.е.,как у силовиков: 25 лет отработал на производстве с ночной иди на пенсию и если хочешь – работай,но днями до достижения пенсионного возроста с переращетом пенсии ( как это было в совдеповские времена) .
    Меньше воровать надо в вышестоящим структурам,тогда и всем нижестоящим и на приличную зарплату и достойную пенсию хватит. За 20 лет РК вырастили 140 мульти млрд.,это понятно без комментариев – откуда денежки…

Выскажись

Письмо из Киева: Граждане и политики

Антон Кушнир объясняет для читателей Blogbasta.kz уникальность грядущих украинских выборов в Верховную Раду. Антон работает в одной из ведущих общественных [...]

Страницы истории. Ликвидация кулачества и байства.

Среди первоочередных мер советское правительство постановило отменить действие аренды и применение наемного труда, а также провести конфискацию средств производства в [...]

Будущее в наших руках. Записки на полях.

«Из памятки информационного дипломата» Есть такой тип чиновников – безбашенные стрелочники. Пока все хорошо – это милейшие люди: обаятельные и [...]

Сказки тетушки АД (ч. 6)

На фоне нарастающей гомофобии  в казахстанском обществе, мы продолжаем публикацию автобиографии ЛГБТ-активиста Алекса Лепехова-Дейнеко (читайте часть 1, 2, 3, 4, [...]

Кинематограф и нациестроительство в постсоветском Казахстане

В канун кинофестиваля “Евразия” публикуем статью Рико Айзекса и Тодда Картера об идеологемах и ценностях казахстанского кино. Профессор Салли Каммингс [...]

Шотландия, Крым и миф o самоопределении

Лука Анчески написал очередное письмо из Глазго, размышляя о предстоящем референдуме в Шотландии и его непохожести на голосование в Крыму [...]