Дмитрий Жуков работает в Евразийском Банке управляющим проектами, очень любит горные лыжи и является одним из наиболее радикальных противников строительства горнолыжного курорта на Кок-Жайляу. Если вам кажется это несовместимым, прочтите его историю.

Я хорошо знаю наши горы — излазил их с детства, с семьей и с друзьями. В последнее время мы ходим только на Кок-Жайляу по одной причине — других мест уже нет, везде все застроено и обнесено заборами.

Когда я услышал о планах застройки этого места, у меня не было ни доли сомнения в том, что этого допускать нельзя, используя все силы, все средства. Выбор простой: надо либо что-то делать, либо уезжать отсюда.

Моей дочери скоро пять. У нее уже в этом возрасте проблемы со здоровьем — дышит с трудом. Мы ее увозили за город на месяц — симптомы практически исчезали. Возвращались в Алматы — все по-новой. Пришлось переехать в пригород.

Но город — самый крупный в стране — не может
переехать целиком. Проблемы должны решаться,
власти должны думать о благе для граждан.

Я был в инициативной группе «Вело-Алматы», мы поднимали вопросы развития велосипедной инфраструктуры для города и, шире, улучшения качества воздуха. Вторую – «макро-проблему» – можно решить в течение года. Как вы знаете, для нашего города (как и для многих других вещей) применимо Правило 20х80, или Правило Парето — то есть, менее 20% автомобилей производит более 80% вредного выхлопа.

Решение простое – убрать «грязные» машины с дорог. Например, штрафами и стимулами к переоборудованию машин на использование газового топлива. Дальше – выделение полос для общественного транспорта, для велосипедов. Много ума тут не надо, все методы уже опробованы и доказаны в других городах. Расширение проезжей части и строительство развязок — тупиковый путь, потому что это неизменно приводит к увеличению числа машин и, конечно, к новым пробкам.

Это реалистично, но никому не нужно.
У тех, кто на деньгах сидит,
родина уже далеко отсюда.

Об этом знают везде — проводятся семинары с профессорами и экспертами, акимат кивает и соглашается: «Да, так нельзя, да развязки ничего не решают, да, автомобили надо убирать, а общественный транспорт — наоборот»… Но ко всему этому нужно же усилия прикладывать, а выделить миллиард на развязки и отчитаться — это для них гораздо интереснее. Там знают, как надо, но не делают, потому что не хотят. Потому что стоят совсем другие задачи…

Еще в советское время — еще до того, как был создан национальный природный парк — было принято решение, что урочище Кок-Жайляу должно было полностью закрыто для хозяйственной деятельности. Оттуда идут чистый воздух и водные потоки для мегаполиса. Там остужается и очищается воздух, идущий из города, а потом — уже чистый и прохладный — возвращается к нам. Вытоптать эти леса — значит обречь город либо на медленную смерть, либо на большой коллапс – засухи и пожары (см. мою статью здесь).

Я очень хорошо знаю Кок-Жайляу. Там не бывает 9 метров снега, как говорят в акимате. Никто из зарубежных туристов, о которых там толкуют, не поедет кататься сюда, на плоскую пересеченную местность с 40 см. снега, который там выпадает за зиму, с видом на ужасный смог, нависший над городом.

Я знаю, что там хорошее место для строительства
элитного поселка, а не горнолыжного спуска.
А это опять — как в случае с Бутаковкой и другими местами —
будет значить истерзанную землю, пни, заборы.

Инициативная группа «Защитим Кок-Жайляу» собралась из знакомых и незнакомых друг другу людей довольно быстро и спонтанно. Решили, что нужно рассказывать обо всех этих вещах горожанам через различные площадки, на конференциях, в интернете, в СМИ, искать экспертов и лидеров общественного мнения, добросовестных журналистов, координировать эту работу.

Трудно надеяться на адекватную реакцию от инициаторов проекта — интересы по этому проекту затрагивают слишком важных персон. Но я надеюсь на массовое осознание масштаба проблемы простыми людьми. Расскажите об этом дальше, распечатайте и раздайте родным – просто сидеть и молчать нельзя.

Это, может быть, достаточно безнадежное дело,
но если ничего не делать для самих себя, то для чего
вообще тогда что-либо делать?
Мы сделаем все, что от нас зависит.
И наша совесть будет чиста.

Я больше года жил на границе национального парка Аркадия, это второй по посещаемости нацпарк США . Там удивительно хорошо сохранено природное разнообразие, замечательно построен эко-туризм, нет никаких сооружений, нарушающих баланс экосистемы. Миллионы туристов приезжают просто посмотреть на природу, они не приезжают, чтобы покататься на горках, отдыхать в элитных отелях. Все достаточно скромно, велосипеды, конные прогулки…

Это возможно, это работает — можно не трогать природу и миллионы туристов будут оставлять много денег. Нам для этого никакие супер-проекты не нужны — достаточно просто сохранить то, что есть.

Но наши власти приходят к самому худшему решению, когда все делается неправильно. Кто-то очень срочно хочет устроить «распил» 750 миллионов долларов. Им плевать на город и все, что там будет. Коттеджи построены и проданы, лес вырублен (и тоже, наверняка, продан) — и все, “вали с этой страны с деньгами, пока не посадили”.

И все же я надеюсь, что возобладает разум. Я просто вынужден быть оптимистом.

Интервью и фото: Жанара Каримова
Ред.: Адиль Нурмаков

Расскажи друзьям

Метки:

Об авторе Жанара Каримова

Все записи автора Жанара Каримова
Будущий журналист и настоящий фотограф.

3 высказались к записи “Лица Кок-Жайляу: Дмитрий”

  1. mister February 12, 2013 at 15:41 #

    все абсолюно верно, но деньги уже поделили. Сейчас закупают технику чтобы все уничтожить…

Ссылки на эту запись

  1. ЗАЩИТИМ КОК-ЖАЙЛЯУ! » Серия публикаций о людях защищающих Кок-Жайляу от blogbasta.kz. «Лица Кок-Жайляу. Дмитрий». - February 8, 2013

    […] http://blogbasta.kz/?p=1386 okbm("http://k-zh.kz/?p=629","Серия публикаций о людях защищающих Кок-Жайляу от blogbasta.kz. «Лица Кок-Жайляу. Дмитрий».") […]

  2. 11 причин, почему Кок-Жайляу не должен быть застроен | BlogBasta - January 24, 2014

    […] Один из членов движения, вошедших в Совет, недавно высказался по этому поводу в своем блоге. Сегодня мы предлагаем ознакомиться с позицией Дмитрия Жукова, заслуженного финансиста Казахстана (прежние публикации Дмитрия по теме на BlogBasta.kz можно увидеть тут и тут). […]

Выскажись

Об империях

Американский исследователь Р.Суни (цит.по Абдилдабекова А. «Формирование империи: теоретический ракурс») определяет империю как сложносоставное государство, в котором метрополия господствует над […]

О выборах

Полная версия интервью журналу “Эксперт-Казахстан” от 3 марта (выдержки были опубликованы в номере от 16 марта). – Какие причины вынудили […]

ОАЭ vs. Казахстан (инфографика)

Время от времени в соцсетях всплывает картинка, сравнивающая Дубаи 20 лет назад и сейчас. В Казахстане сделали такое же фотосравнение […]

Как власть уничтожала информационную безопасность, а потом схватилась за голову

Об информационной безопасности Казахстана в последнее время стали говорить чаще и громче, во многом из-за последствий российской аннексии Крыма и […]

Страницы истории: Колонизация казахской степи

Предлагаем вашему вниманию выдержки из статьи “Военная политика русского царизма на востоке в ХVIII – ХIХ в.в.” за авторством Кенжебекова […]

Письмо из Киева: Трансформации информационного поля после Майдана

Антон Кушнир о трансформациях информационного поля Украины, отключении российских телеканалов и третьем Майдане.