Л.Г.Б.Т.Р.К.

Казахстан всегда заявляет о себе на международной арене как о толерантной стране, жители которой терпимы к любому этносу и любой религии, однако сексуальные меньшинства здесь не чувствуют себя в безопасности. Соцопросы показывают, что более половины казахстанцев относятся к ним «глубоко отрицательно».

Международные исследования сексолога Альфреда Кинси еще в середине прошлого века показали, что примерно 10 процентов населения в каждом обществе принадлежит нетрадиционной сексуальной ориентации.

Исходя из этого, до полутора миллионов жителей Казахстана
потенциально могут быть гомо- или бисексуальны.

На данный момент нет даже приблизительных данных о количестве представителей ЛГБТ в Казахстане, потому что они предпочитают сохранять анонимность — главным образом, из соображений личной безопасности.

Отчет «Невидимые и незащищенные» (Фонд Сорос-Казахстан, 2009) показал, что 64,1% респондентов из числа ЛГБТ вынуждены скрывать свою ориентацию, чтобы избежать проявлений дискриминации. Другое исследование, «Тональность СМИ в освещении положения меньшинств в Казахстане» (MediaNet, 2010), выявило, что более 50% публикаций об ЛГБТ в отечественной прессе носят прямо негативную окраску, часто используются неэтичные слова, насмешки и оскорбления.

Хотя в Казахстане еще не успели последовать примеру отдельных российских политиков, объявивших войну «пропаганде гомосексуализма», в местных СМИ часто о нетрадиционной ориентации пишут как об излечимом заболевании или учении, которое следует пресекать.

В 1973 г. Американская психическая ассоциация исключила гомосексуальность из перечня заболеваний, а 17 мая 1993 года Всемирная организация здравоохранения пересмотрела классификацию в том же направлении. Этот день стал отмечаться как Всемирный день ЛГБТ. Именно в этот день проводятся гей-парады в различных городах мира.

В прошлом году он проходил в Риге, куда отправился гей-активист из Казахстана Александр Лепехов. Факт его участия в параде с казахстанским флагом освещался в интернет-СМИ, и вызвал шквал негативных комментариев: от призывов к депортации или принудительному лечению до требования истребления «полу-людей».

Волну гомофобии неизменно порождают периодически появляющиеся слухи о якобы готовящихся гей-парадах в Алматы. В 2008 году, например, типичный комментарий к такой новости выглядел как «истребить мерзости сатаны» или просто «смерть геям». Официальные представители ЛГБТ-сообщества не строили догадок о том, кому была выгодна такая анонимная дезинформация, но в один голос заявляли — проводить гей-парад опасно, ведь никто не сможет обеспечить безопасность его участников.

Осенью прошлого года очередной пример отношения к сексуальным меньшинствам продемонстрировал эпатажный политик Мурат Телибеков, глава и единственный член Союза мусульман Казахстана. Он представил театрализированную постановку «Гей-свадьба по-казахстански, или Привет, Обама», целью которой, по словам автора, было выступить против однополых союзов, показать их «глупость» и «неестественность».

Толик Тёвс (имя и фамилия изменены), не понаслышке знает об отношении общества к ЛГБТ.

«Думаю, СМИ, наоборот, должны выполнять просветительную работу», говорит он. «Люди заняты своей рутиной, им ни до кого нет дела, но если журналисты будут по чуть-чуть сыпать зерна истины, воспитывать толерантность, постепенно это не только поможет обществу понять и принять нас, но и придаст силы людям с нетрадиционной ориентацией совершить «камин-аут» (публичное признание своей ориентации). Просто общество должно понять, что ЛГБТ – не «черти с рогами», а такие же члены общества, чьи-то братья, сестры, родители, дети, родственники».

Пока же вместо этого масс-медиа чаще всего подпитывают стереотипы, выкладывая провокационные материалы. Основатель НПО «Community», занимающейся защитой прав ЛГБТ, Никита Наумов говорит, что сегодня такие общественные фонды, как его организация, даже боятся обращаться к журналистам — «никогда не знаешь, как они осветят ситуацию». Возможно, добавляет он, это бывает из-за того, что с них требуют рейтингов, «и они получают их за счет нас, за счет ущемления наших прав».

Часть решения проблемы освещения тем ЛГБТ в газетах и на телеканалах пробовал предложить в 2010 году Фонд Сорос-Казахстан, организовав 3-хдневный семинар по правам сексуальных меньшинств для журналистов.

«В Казахстане ЛГБТ – социально уязвимая группа, и мы смотрим на нее, в первую очередь, в правовом поле, с позиции равенства и недискриминации», говорит координатор программы «Правовая реформа» фонда Айнур Шакенова. «Мы не ставили глобальных задач – понятно, что общество меняется не за один день — просто мы хотели подготовить несколько журналистов, способных спокойно и объективно освещать эти вопросы».

Конечно, проблема не решится проведением одного тренинга — потребуется немало усилий со стороны самих лидеров ЛГБТ-сообщества в правозащите, общественных кампаний и лоббировании на законодательном уровне. По словам Валентины Рагоза, директора огранизации по правам ЛГБТ «Амулет», в Казахстане отсутствует четкое антидискриминационное законодательство (из-за чего страдают все меньшинства, не только сексуальные), не говоря уже о вопросах смены статуса трансгендерных людей, оформления отношений однополых пар и пр.

Однако деятельность самих активистов довольно часто
замыкается внутри, на самом сообществе, не пытаясь выйти
на уровень общественного диалога.

Частично, причина этого лежит в боязни невольно навлечь волну негатива, но, возможно, играет роль и недостаток экспертизы по формам взаимодействия с общественностью. В результате, отгораживание ЛГБТ-сообщества от социума, создание некого подпольного «мирка» усугубляет отчуждение и акцентирует «инакость» представителей ЛГБТ.

Например, 17 ноября прошлого года прошел четвертый международный фестиваль «Право на любовь», организованный НПО «Амулет». «По причинам безопасности» мероприятие прошло в закрытом формате — о нем знал и имел возможность принять участие только узкий круг людей. Из-за закрытости самих ЛГБТ-сообществ мало кто имеет возможность узнать больше о них и их проблемах и, возможно, предложить помощь.

Отсутствие работы с обществом – даже со стороны активистов – возможно, закрепляет тенденцию к стигматизации и дискриминации.


BlogBasta.kz готов предложить свою площадку для обсуждения проблем ЛГБТ и дать возможность высказаться активистам этого движения.

Ред. А.Нурмаков
Расскажи друзьям

Об авторе Мерей Алимкулова

Все записи автора Мерей Алимкулова
Будущий журналист

2 высказались к записи “Л.Г.Б.Т.Р.К.”

  1. Dude January 30, 2013 at 02:19 #

    “глава и единственный член Союза мусульман Казахстана.” это хорошо :)

    • Aliya Mukasheva February 4, 2013 at 22:09 #

      +100!

Выскажись

Об империях

Американский исследователь Р.Суни (цит.по Абдилдабекова А. «Формирование империи: теоретический ракурс») определяет империю как сложносоставное государство, в котором метрополия господствует над […]

О выборах

Полная версия интервью журналу “Эксперт-Казахстан” от 3 марта (выдержки были опубликованы в номере от 16 марта). – Какие причины вынудили […]

ОАЭ vs. Казахстан (инфографика)

Время от времени в соцсетях всплывает картинка, сравнивающая Дубаи 20 лет назад и сейчас. В Казахстане сделали такое же фотосравнение […]

Как власть уничтожала информационную безопасность, а потом схватилась за голову

Об информационной безопасности Казахстана в последнее время стали говорить чаще и громче, во многом из-за последствий российской аннексии Крыма и […]

Страницы истории: Колонизация казахской степи

Предлагаем вашему вниманию выдержки из статьи “Военная политика русского царизма на востоке в ХVIII – ХIХ в.в.” за авторством Кенжебекова […]

Письмо из Киева: Трансформации информационного поля после Майдана

Антон Кушнир о трансформациях информационного поля Украины, отключении российских телеканалов и третьем Майдане.