Л.Г.Б.Т.Р.К.

Казахстан всегда заявляет о себе на международной арене как о толерантной стране, жители которой терпимы к любому этносу и любой религии, однако сексуальные меньшинства здесь не чувствуют себя в безопасности. Соцопросы показывают, что более половины казахстанцев относятся к ним «глубоко отрицательно».

Международные исследования сексолога Альфреда Кинси еще в середине прошлого века показали, что примерно 10 процентов населения в каждом обществе принадлежит нетрадиционной сексуальной ориентации.

Исходя из этого, до полутора миллионов жителей Казахстана
потенциально могут быть гомо- или бисексуальны.

На данный момент нет даже приблизительных данных о количестве представителей ЛГБТ в Казахстане, потому что они предпочитают сохранять анонимность — главным образом, из соображений личной безопасности.

Отчет «Невидимые и незащищенные» (Фонд Сорос-Казахстан, 2009) показал, что 64,1% респондентов из числа ЛГБТ вынуждены скрывать свою ориентацию, чтобы избежать проявлений дискриминации. Другое исследование, «Тональность СМИ в освещении положения меньшинств в Казахстане» (MediaNet, 2010), выявило, что более 50% публикаций об ЛГБТ в отечественной прессе носят прямо негативную окраску, часто используются неэтичные слова, насмешки и оскорбления.

Хотя в Казахстане еще не успели последовать примеру отдельных российских политиков, объявивших войну «пропаганде гомосексуализма», в местных СМИ часто о нетрадиционной ориентации пишут как об излечимом заболевании или учении, которое следует пресекать.

В 1973 г. Американская психическая ассоциация исключила гомосексуальность из перечня заболеваний, а 17 мая 1993 года Всемирная организация здравоохранения пересмотрела классификацию в том же направлении. Этот день стал отмечаться как Всемирный день ЛГБТ. Именно в этот день проводятся гей-парады в различных городах мира.

В прошлом году он проходил в Риге, куда отправился гей-активист из Казахстана Александр Лепехов. Факт его участия в параде с казахстанским флагом освещался в интернет-СМИ, и вызвал шквал негативных комментариев: от призывов к депортации или принудительному лечению до требования истребления «полу-людей».

Волну гомофобии неизменно порождают периодически появляющиеся слухи о якобы готовящихся гей-парадах в Алматы. В 2008 году, например, типичный комментарий к такой новости выглядел как «истребить мерзости сатаны» или просто «смерть геям». Официальные представители ЛГБТ-сообщества не строили догадок о том, кому была выгодна такая анонимная дезинформация, но в один голос заявляли — проводить гей-парад опасно, ведь никто не сможет обеспечить безопасность его участников.

Осенью прошлого года очередной пример отношения к сексуальным меньшинствам продемонстрировал эпатажный политик Мурат Телибеков, глава и единственный член Союза мусульман Казахстана. Он представил театрализированную постановку «Гей-свадьба по-казахстански, или Привет, Обама», целью которой, по словам автора, было выступить против однополых союзов, показать их «глупость» и «неестественность».

Толик Тёвс (имя и фамилия изменены), не понаслышке знает об отношении общества к ЛГБТ.

«Думаю, СМИ, наоборот, должны выполнять просветительную работу», говорит он. «Люди заняты своей рутиной, им ни до кого нет дела, но если журналисты будут по чуть-чуть сыпать зерна истины, воспитывать толерантность, постепенно это не только поможет обществу понять и принять нас, но и придаст силы людям с нетрадиционной ориентацией совершить «камин-аут» (публичное признание своей ориентации). Просто общество должно понять, что ЛГБТ – не «черти с рогами», а такие же члены общества, чьи-то братья, сестры, родители, дети, родственники».

Пока же вместо этого масс-медиа чаще всего подпитывают стереотипы, выкладывая провокационные материалы. Основатель НПО «Community», занимающейся защитой прав ЛГБТ, Никита Наумов говорит, что сегодня такие общественные фонды, как его организация, даже боятся обращаться к журналистам — «никогда не знаешь, как они осветят ситуацию». Возможно, добавляет он, это бывает из-за того, что с них требуют рейтингов, «и они получают их за счет нас, за счет ущемления наших прав».

Часть решения проблемы освещения тем ЛГБТ в газетах и на телеканалах пробовал предложить в 2010 году Фонд Сорос-Казахстан, организовав 3-хдневный семинар по правам сексуальных меньшинств для журналистов.

«В Казахстане ЛГБТ – социально уязвимая группа, и мы смотрим на нее, в первую очередь, в правовом поле, с позиции равенства и недискриминации», говорит координатор программы «Правовая реформа» фонда Айнур Шакенова. «Мы не ставили глобальных задач – понятно, что общество меняется не за один день — просто мы хотели подготовить несколько журналистов, способных спокойно и объективно освещать эти вопросы».

Конечно, проблема не решится проведением одного тренинга — потребуется немало усилий со стороны самих лидеров ЛГБТ-сообщества в правозащите, общественных кампаний и лоббировании на законодательном уровне. По словам Валентины Рагоза, директора огранизации по правам ЛГБТ «Амулет», в Казахстане отсутствует четкое антидискриминационное законодательство (из-за чего страдают все меньшинства, не только сексуальные), не говоря уже о вопросах смены статуса трансгендерных людей, оформления отношений однополых пар и пр.

Однако деятельность самих активистов довольно часто
замыкается внутри, на самом сообществе, не пытаясь выйти
на уровень общественного диалога.

Частично, причина этого лежит в боязни невольно навлечь волну негатива, но, возможно, играет роль и недостаток экспертизы по формам взаимодействия с общественностью. В результате, отгораживание ЛГБТ-сообщества от социума, создание некого подпольного «мирка» усугубляет отчуждение и акцентирует «инакость» представителей ЛГБТ.

Например, 17 ноября прошлого года прошел четвертый международный фестиваль «Право на любовь», организованный НПО «Амулет». «По причинам безопасности» мероприятие прошло в закрытом формате — о нем знал и имел возможность принять участие только узкий круг людей. Из-за закрытости самих ЛГБТ-сообществ мало кто имеет возможность узнать больше о них и их проблемах и, возможно, предложить помощь.

Отсутствие работы с обществом – даже со стороны активистов – возможно, закрепляет тенденцию к стигматизации и дискриминации.


BlogBasta.kz готов предложить свою площадку для обсуждения проблем ЛГБТ и дать возможность высказаться активистам этого движения.

Ред. А.Нурмаков
Расскажи друзьям

Об авторе Мерей Алимкулова

Все записи автора Мерей Алимкулова
Будущий журналист

2 высказались к записи “Л.Г.Б.Т.Р.К.”

  1. Dude January 30, 2013 at 02:19 #

    “глава и единственный член Союза мусульман Казахстана.” это хорошо :)

    • Aliya Mukasheva February 4, 2013 at 22:09 #

      +100!

Выскажись

Hello world

Welcome to wiki This is your first post. Edit or delete it, then start blogging!

Hello world

Welcome to wiki This is your first post. Edit or delete it, then start blogging!

Hello world

Welcome to wiki This is your first post. Edit or delete it, then start blogging!

Об империях

Американский исследователь Р.Суни (цит.по Абдилдабекова А. «Формирование империи: теоретический ракурс») определяет империю как сложносоставное государство, в котором метрополия господствует над […]

О выборах

Полная версия интервью журналу “Эксперт-Казахстан” от 3 марта (выдержки были опубликованы в номере от 16 марта). – Какие причины вынудили […]

ОАЭ vs. Казахстан (инфографика)

Время от времени в соцсетях всплывает картинка, сравнивающая Дубаи 20 лет назад и сейчас. В Казахстане сделали такое же фотосравнение […]